Но для успешных продаж нужны выверенная стратегия и реальные знания рынков. И кто лучше дипломатов знает зарубежную конъюнктуру? В этом контексте особое значение придается деятельности Посольства Беларуси в Российской Федерации. Страны уже вышли на годовой взаимный товарооборот в сорок миллиардов долларов. На Россию завязана почти половина объемов белорусского экспорта. К тому же союзная страна остается крупнейшим инвестором в белорусскую экономику. В Беларуси работают более двух тысяч организаций с российским капиталом. Но все ли сделано с белорусской стороны для того, чтобы эти показатели прирастали?
Чрезвычайный и Полномочный Посол Беларуси в России Игорь Петришенко напомнил, что в текущем году российский импорт сократился на 5,6 процента. В условиях девальвации российского рубля снизилась и средняя его цена. Вместе с тем доля Беларуси в общем объеме российского импорта сохраняется на уровне прошлого года и составляет 5,3 процента.
Но для того, чтобы сохранить свои позиции и долю на российском рынке, белорусским экспортерам придется потрудиться. В России сейчас стремятся сделать свою экономику максимально самодостаточной, а значит, пробиваться на ее рынок с каждым годом будет все сложнее. С другой стороны, те сектора, в которых Россия будет сосредотачивать господдержку, станут своеобразными точками роста ее экономики и Беларусь должна обеспечить здесь свое присутствие.
Что для этого надо сделать? Игорь Петришенко предлагает ряд мер. Прежде всего необходимо максимально возможное участие белорусской стороны в российских государственных закупках, годовой объем которых – более 400 миллиардов долларов. Сейчас они осуществляются в России через контрактную систему. Однако на электронных торговых площадках союзной страны зарегистрировано всего 128 белорусских субъектов. В чем причина? В недостаточном знании новой системы или в инертности, нежелании что-то менять? В любом случае без участия в тендере рассчитывать на субсидии из российского бюджета не приходится.
Необходимо также конструктивное взаимодействие с Росагролизингом, через который реализуется программа обновления парка сельхозтехники.
Следует упорядочить деятельность белорусских сборочных производств в России, и, исходя из количества таких производств, пересмотреть политику обеспечения гарантийного сервиса белорусской техники. Игорь Петришенко привел на этот счет красноречивый пример:
– Сколько раз проезжал по трассе М-1 – ни одного указателя на сервисное обслуживание белорусской техники. «Вольво» есть, а «МАЗа» нет. А ведь наших машин по этой трассе ездит гораздо больше, чем «Вольво».
Говоря о мерах по наращиванию экспорта, нельзя не упомянуть и такой важный фактор, как отношения России и Украины. Оставаясь исключительно в экономической плоскости данного вопроса, Игорь Петришенко обозначил два направления. Первое – Крым как новая территория, для освоения которой будут выделены значительные финансовые ресурсы. Цена вопроса – более 21 миллиарда долларов. Очевиден серьезный потенциал в плане поставок белорусской продукции в Крым, а также участия белорусских специалистов в проектировании и строительстве жилья, дорог и других инфраструктурных объектов. Такие же перспективы характерны для взаимодействия с Северным Кавказом. Второй аспект касается военного сотрудничества. По многим направлениям белорусские предприятия оборонного сектора вполне могут заместить украинских поставщиков продукции военного назначения. Пока все эти вопросы находятся в стадии проработки, но очевидно, что их положительное решение позволило бы Беларуси закрепить свои экспортные позиции на российском рынке.