Конкурс, приуроченный к 100-летию начала Первой мировой войны, был организован ИД «Комсомольская правда» и Постоянным Комитетом Союзного государства и проводился в два этапа. Молодые учителя истории должны были подготовить наглядные электронные презентации школьного урока на одну из заданных тем: роль личности в военных событиях, истории героев забытой войны, национальные трагедии народов России и Беларуси, город на линии фронта и др. А жюри предстояло выбрать наиболее интересный, оригинальный и познавательный мультимедийный проект, который бы способствовал воспитанию военно-патриотических чувств у молодого поколения и позволял ученикам увидеть общие исторические корни наших народов.
28 июля финал конкурса и награждение победителей состоялись на историческом факультете МГУ. «Мы стремимся искать общие подходы к преподаванию истории и сохранению единого образовательного пространства. Именно поэтому столь важен такой конкурс, который объединил молодых педагогов Союзного государства», – заявил декан исторического факультета МГУ, профессор Сергей Карпов. Он также напомнил о том, что белорусская земля стала одним из главных полей сражений, о том, что в Барановичах и Могилеве находилась Ставка Верховного Главнокомандующего, о том, что на этих землях, спасая Европу, погибал цвет русской гвардии. Также профессор Карпов отметил, что Первая мировая война – одна из тех страниц истории, которая чаще всего искажалась и замалчивалась, она еще не изучена до конца, и нынешним историкам предоставляется обширное поле для работы.
Дипломы и награды победителям вручили Государственный секретарь Союзного государства Григорий Рапота и заместитель начальника департамента социальной политики и информационного обеспечения Постоянного Комитета Союзного государства Ольга Виноградова. Третье место завоевал проект Анастасии Скобельской из Республики Крым – о забытых героях. Второе место заняла Юлия Филоненко из Гомеля, подготовившая проект урока на тему роли Гомеля в Первой мировой. А главным победителем стала учитель из Калуги Анна Абашева. Проект урока от Анны Абашевой посвящен роли личности в истории на примере героев Первой мировой. Ученикам предлагается проявить смекалку, логику, знания не только истории, но и других гуманитарных дисциплин в интересных и увлекательных заданиях. Например, в игре «Дешифровщик» ребята должны найти буквы с одинаковыми значками и составить русскую солдатскую поговорку, а затем рассказать, как они понимают смысл этой поговорки. На примерах конкретных исторических личностей – генерала Брусилова, медсестры Риммы Ивановой, летчика П. Нестерова и др. – определить роль различных категорий людей – военачальников, медсестер, военных священников и др.
– Я работаю всего один год, и это первый серьезный, профессиональный конкурс, в котором я участвую. Признаться честно, я даже не ожидала, что моя презентация будет столь высоко оценена экспертным жюри, – говорит Анна.
Государственный секретарь Союзного государства Григорий Рапота отметил, что в работах участников особенно импонирует попытка каждого учителя привлечь школьников к диалогу, побудить ребят размышлять самостоятельно и анализировать исторические процессы. «Вы уделяете большое внимание вопросу о роли личности в условиях войны, задаетесь вопросом, в чем смысл Первой мировой войны и вообще любой войны, ставите вопрос о том, что такое патриотизм и солдатский долг. Это очень важно. И мне как человеку, всегда интересовавшемуся историей, было очень приятно ознакомиться с такими серьезными работами молодых педагогов», – заявил Григорий Рапота.
Россия и Беларусь отмечают 100-летие начала Первой мировой войны рядом совместных мероприятий. По словам начальника отдела преподавания обществоведческих дисциплин управления высшего и среднего специального образования Министерства образования Республики Беларусь Надежды Ганущенко, эти мероприятия позволяют нам еще раз непредвзято взглянуть на общую историю, извлечь необходимые уроки и отдать дань памяти героям. «За последние годы между нашими странами значительно активизировалось сотрудничество в сфере образования. Особую роль играет историческое образование: возвращение исторической памяти – очень важный воспитательный аспект. Необходимо как можно больше привлекать к этой работе молодое поколение, расширяя возможности для ее профессиональной и творческой реализации. Это позволит придать новый импульс развитию Союзного государства», – заявила Надежда Ганущенко.
А Сергей Карпов сообщил о том, что исторический факультет МГУ совместно с белорусскими коллегами уже готовит первую книгу об истории Союзного государства.