Поэтому и решило «СВ» внимательно просматривать районные газеты наших стран и предлагать читателю материалы, которые могут вызвать его интерес. Итак, прочитано в «Лидской газете» (г. Лида, Беларусь):
Русский в Лиде – лучший в Беларуси
Вот уже который год по результатам централизованного тестирования (аналог российского ЕГЭ) средний балл по русскому языку у учеников Татьяны Глыздой, учителя гимназии №1 города Лиды, составляет порядка восьмидесяти, а некоторые ребята получают и все сто баллов. Это один из лучших показателей в республике.
- В чем секрет успешного преподавания? Как должны подходить к делу учителя и относиться к постижению предмета ученики, чтобы в итоге с легкостью преодолеть барьер бюджетного отделения престижного вуза?
– Исходя из опыта своей работы, я уверена, что хорошо подготовить к сдаче экзамена по русскому языку можно если не всех ребят, то, пожалуй, многих. Но для этого нужно горячее желание самого ученика, – говорит Татьяна Михайловна.
– Но я не натаскиваю учеников для тестов, я просто учу языку. Ведь конечная цель – это не централизованное тестирование, а общая грамотность, – продолжает собеседница. – Мой принцип: «Лучше переучить детей, чем недоучить». Поэтому расширяю программу, даю знаний значительно больше, чем требует тестирование. Педагог и ученики, как показывает практика, эффективнее работают в тандеме. В результате должны быть кровно заинтересованы и педагог, и сами ребята.
– Подобную заинтересованность в получении знаний, наверное, имели в свое время и вы?
– Родилась я в городе Витебске, окончила обычную городскую среднюю школу №25. Правда, по настоянию родителей после получения базового образования поступила в техникум связи. Но так случилось, что за несколько дней до начала учебного года встретила свою учительницу белорусского языка и литературы Ларису Павловну Скробу. Она убедила меня, что нужно выбирать профессию, к которой имею и чувствую призвание, получить не среднеспециальное, а высшее образование. И хоть родители были против, я забрала из техникума документы и продолжила учебу в школе. В выпускном классе окончательно сформировались мои профессиональные предпочтения, я была уверена, что хочу учить детей. По примеру старшей сестры поступила в Гродненский государственный университет. И ничуть не жалею об этом.
– Интересно узнать, что представляет собой ваш урок.
– Я придерживаюсь классической системы урока. Урок должен быть уроком, и ребята должны знать, зачем они пришли в класс. Мы серьезно работаем над языком, но ученики практически не пользуются учебником. Нам скучно в его рамках. Ребята ведут конспекты, папки с теоретическим материалом, который накапливается по мере того, как они переходят из класса в класс. Все материалы подбираю сама. Часть их – из источников, а часть заданий я придумываю. Выполнение заданий в обязательном порядке контролирую, спрашиваю пройденный материал. Но учиться у меня легко. Трудно может показаться лишь на первых порах, в пятом классе.
– Получаете ли вы удовлетворение от работы?
– Получаю. У меня недавно одиннадцатиклассники спросили: «Татьяна Михайловна, вы столько труда затрачиваете на учеников. Вам не надоело быть учителем?» Искренне ответила, что нет. Потому что мне нравится то, чем занимаюсь. Это мое.
Людмила ПЕТРУЛЕВИЧ
(материал публикуется с сокращениями)