Между Минском и Хабаровском без малого семь тысяч километров. Это если лететь напрямую. Если добираться автостопом, то и все девять наберется. Но, как заявил Президент Беларуси Александр Лукашенко губернатору Хабаровского края Вячеславу Шпорту, географическое расстояние сегодня не преграда для сотрудничества. Тем более, если стороны интересны друг другу. А это действительно так. И Беларусь, и Хабаровский край обладают мощным промышленным и научным потенциалом, при этом их экономики не конкурируют и дополняют друг друга.
В прошлом году взаимный товарооборот составил более 18 миллионов долларов, прибавив сразу 60 процентов. Основу белорусского экспорта составили грузовые автомобили, мебель, молочная продукция, текстильные изделия. Активно развивалось сотрудничество в сельском хозяйстве. В частности, на базе ООО «Даниловка» (Хабаровский район) создан единый центр организации поставок белорусской продукции сельскохозяйственного машиностроения и ее гарантийного и послегарантийного обслуживания.
В этом году картина не такая радужная, налицо сокращение взаимных поставок – за пять месяцев этого года белорусский экспорт в Хабаровский край составил всего 4 миллиона долларов. То, как исправить ситуацию, обсуждали во время встреч хабаровской делегации с руководством Беларуси.
«Все в наших руках – времени достаточно, чтобы достичь и превзойти уровень прошлого года», – считает Александр Лукашенко. Он выразил понимание, что у региона, пережившего разрушительное наводнение, непростые времена.
По словам Вячеслава Шпорта, хабаровская делегация приехала в Минск не с пустыми руками, а с конкретными предложениями по сотрудничеству, которые позволят вывести его на более качественный уровень. Точек соприкосновения много. К примеру, Хабаровский край – это родина знаменитых боевых самолетов марки «Су», лидеров на мировом рынке вооружений, составляющих основу фронтовой авиации России и тактической – многих стран мира. В белорусских Барановичах работает авиаремонтный завод, который постепенно переходит от ремонта авиатехники к созданию отдельных комплектующих для боевых самолетов. Это лучше делать в содружестве, а далее можно выйти и на более глубокое сотрудничество в оборонной промышленности.
Хабаровский край – это еще и транспортные ворота Евразии. Его стратегическая роль сегодня возрастает из-за увеличения экспортно-импортных операций России и Беларуси со странами Азиатско-Тихоокеанского региона. Транссибирская и Байкало-Амурская магистрали, которые проходят через регион, являются основой трансконтинентального сухопутного моста Европа – Азия. На базе международного аэропорта в Хабаровске, который уже сегодня является крупнейшим на Дальнем Востоке, создается Дальневосточный авиатранспортный узел. Он расширит объемы транзитных авиаперевозок.
В сотрудничестве с Минском большой интерес у хабаровчан вызывают поставки сельхозтехники и широкое использование белорусского опыта в сфере АПК. Во время переговоров в белорусском правительстве эта тема стала центральной. Чтобы выйти за рамки обычного товарного взаимодействия, которое исчерпало свои возможности, нужно активно переходить к таким формам сотрудничества, как финансовый лизинг, экспортное кредитование. Договорились, что белорусская сторона будет удешевлять российскому заемщику процентную ставку кредита на сельхозтехнику в размере ставки рефинансирования Центробанка РФ. Достигнуты и другие конкретные договоренности.
По итогам визита Вячеслава Шпорта подписан межправительственный план мероприятий до 2016 года по реализации соглашения о торгово-экономическом, научно-техническом и культурном сотрудничестве.