– Александр Петрович, в прошлом году фестиваль обновил формат. На ваш взгляд, перемены себя оправдали?
– Итоги подводить рано. Если быть объективным, в 2013-м мы сделали только два серьезных шага: программа форума стала пятидневной и радикально изменилась сценография главной площадки фестиваля. Оба новшества дали положительный результат. Как мы и ожидали, значительно, до 76 процентов, выросла самоокупаемость. Удачным, несмотря на опасения, оказалось решение заменить три галаконцерта мастеров искусств из России, Беларуси и Украины на один: проект «Союзное государство приглашает» прошел с аншлагом, его финансовый итог был выше, чем суммарная выручка за три концерта в 2012 году.
Что касается программы нынешнего форума, в афише более 70 мероприятий. Мы максимально плотно задействовали традиционные концертные площадки. Обновили некоторые проекты, проходившие ранее, и предлагаем новые. Впервые гости «Славянского базара» познакомятся с витебской «Арт-сессией», состоится вечер современной хореографии, свои постановки представят театры кукол из России и Беларуси, возвращается любимый многими джаз-марафон, меняет формат конкурс молодых исполнителей.
– Наверняка вам не раз приходилось слышать ироничные замечания на тему «все новое – хорошо забытое старое»?
– Мы вовсе не стремимся к нововведениям ради нововведений. В первую очередь хочется расширить жанровую палитру фестиваля искусств, поэтому любую идею рассматриваем с этой точки зрения и, конечно, думаем о ее реальных перспективах в рамках международного форума. Считаю, что успешные проекты, полюбившиеся зрителям, имеют право возобновляться, меняя формы и масштабы.
Тот же джаз-марафон проходил в камерном зале и мог принять меньшее количество зрителей. Тем не менее эти живые концерты помнятся до сих пор, и сейчас люди стали активно раскупать билеты, некоторые звонили: «А правда ли, что Рой Янг приедет?..» Конечно, привлечь мировых звезд непросто, и спасибо Леониду Пташке, который пригласил на фестиваль своих друзей-музыкантов. Надеюсь, джаз-марафон будет проходить у нас и в последующие годы.
В Беларуси очень хорошая школа кукольных театров, так почему бы не задействовать сцену нашей «Ляльки»? Думаю, у Кукольного квартала» большое будущее: можно приглашать коллективы из разных стран, это уникальные возможности для зрителей и обмен опытом для творческих людей. Скажем, театр «Кукольный формат» из Санкт-Петербурга имеет несколько премий конкурса «Золотая маска», «Лялька» и Гродненский театр покажут спектакли, ставшие лауреатами многих международных кукольных фестивалей. Есть что посмотреть и детям, и взрослым.
Блестящие перспективы у «Арт-сессии». Конкурс-выставка визуальных искусств студентов художественных вузов – известный международный проект, он органично вписывается в формат фестиваля. Мы сделали только первый шаг. К «Арт-сессии» проявили интерес молодые люди из разных стран, к сожалению, у многих не хватило времени на подготовку документов. В следующем году отборочный этап проведем заранее, появятся новые номинации.
Логично представить на «Славянском базаре» еще один проект центра культуры «Витебск» – фестиваль современной хореографии. Он самый представительный в стране по количеству зарубежных участников и, что самое главное, имеет преданных зрителей.
– Кроме новых проектов какие сюрпризы готовите?
– В этом году приедут иностранные исполнители мирового уровня. Софи Эллис-Бекстор и группы, которые выступят в проекте «Золотой хит», выйдут на сцену во время открытия. Зрителей ждут проверенные временем шлягеры и необычные дуэты. К примеру, группа «Чингисхан» споет с Надеждой Кадышевой, а «Рикки э Повери» – с «Премьер-министром». Традиционно будут выступать участники и победители «Евровидения» – приедут Эмили де Форест, Александр Рыбак. Саша, кстати, член жюри Международного конкурса исполнителей эстрадной песни «Витебск-2014», а на открытии фестиваля он представит премьеру песни. Я один из немногих, кто ее слышал, и не сомневаюсь, что это очередной хит, который родится на «Славянском базаре».
Уверен, сцена амфитеатра снова удивит зрителей. Мы опять пригласили Александра Холоднова, и сценография в этом году будет сложнее, эффектные элементы появятся в самом зрительном зале. Кроме того, сценография сделана таким образом, чтобы туда гармонично вписалось дополнительное оборудование для сольных концертов и грандиозного шоу Филиппа Киркорова.
Учитывая сжатые сроки, это трудоемкий процесс, особенно для тех, кто работает со светом и звуком.
– Вы стали генеральным директором центра культуры «Витебск» незадолго до «Славянского базара – 2013» и тогда еще не успели полностью окунуться в закулисную жизнь форума. Видимо, за прошедший год вы сделали для себя много открытий. Что удивило?
– Если в прошлом году фестиваль занял главное место в моей жизни, то теперь он и есть вся моя жизнь. Поразительно: мероприятие проходит десять дней, но даже переговоры и формирование программы следующего года идут уже во время текущего фестиваля. У нас в работе множество идей: продумываем детали проекта, связанного с уличными театрами, интересные вещи обсуждаем с посольствами разных стран. Я и не знал, что в голове может быть столько информации одновременно, – это главное мое открытие.
Журналисты любят спрашивать о гонорарах и райдерах артистов, но не скажу, что меня что-то удивило. Когда артист завоевал определенную творческую высоту, знает себе цену, он вправе чего-то требовать. Если гонорар завышен, прокатчики не станут работать с таким исполнителем.
– Многие артисты, приезжая в Витебск, говорят, что здесь как-то по-другому «делают» культуру. В век, когда все пропитано коммерцией, их удивляет человеческое отношение к фестивальному процессу в Витебске. Делая упор на самоокупаемость, не боитесь потерять эту особую атмосферу?
– «Славянский базар в Витебске» отличается от всех проектов, которые существуют, потому мы работаем не за деньги. Каждый человек, вся команда целый год засыпает и просыпается с мыслями о фестивале. Я не знаю, какие суммы нужны, чтобы адекватно оплатить этот труд. Люди относятся к фестивалю как к чему-то своему, родному. Сработать хуже или что-то недоделать просто невозможно. Любимая поговорка здесь: «У нас одна беда – мы не умеем делать свое дело плохо!»
Мне не приходится толкать когото в спину или навязывать собственные идеи. Наоборот, всегда есть что обсуждать, есть из чего выбирать. И пока работают беззаветно преданные фестивалю люди, которые вкладывают в него душу и выполняют тысячу дел, часто даже не спрашивая о зарплате, особая атмосфера и успех ему гарантированы.