Или на музыканта, играющего на скрипке или баяне; кузнеца, предлагающего выковать монету на память, или народного умельца, рассказывающего об уникальных ручных изделиях. А столкнувшись с ними, с пустыми руками точно не уйдешь.
На «Ярмарке в Задвинье», «Витебском вернисаже», «Белорусском подворье» и в «Городе мастеров» на нынешнем фестивале товары представляют около пятисот предприятий, художников и ремесленников. Говорят, если все торговые точки в фестивальном Витебске выстроить в один ряд, получится торговая улица протяженностью в 10 километров! Каждый, естественно, выбирает по собственному вкусу и карману. Если магниты в фестивальном Витебске можно приобрести от десяти долларов, то некоторые сувениры могут обойтись в изрядно кругленькую сумму. Например, соломенные шляпы ручной работы народные умельцы предлагают приобрести за 40 долларов, коллекционные куклы-обереги ростом с полметра – за 60 долларов, стульчики ручной работы из корня дерева – за 150, а аналогичный столик и вовсе за 1000 долларов.
Но, зная, с каким трепетом и заботой делают мастера свои работы, отдать за них не жалко никаких денег. Минчанин Олег Голанин, чтобы найти материал для необычных предметов из корней и стволов деревьев (стульев, чаш, подставок под горячее и других), может ходить часами по лесу, пока его глаз не зацепится за интересную корягу или пень. А витебчанка Елена Сидорова самостоятельно выращивает на даче рожь, чтобы впоследствии сделать из ее стебельков золотистые шляпы с большими полями, милых куколок в белорусских нарядах или сувенирные лапти-магнитики.
– Ремесленничеством занялась, когда ушла на пенсию, чтобы не скучать, – делится Елена. – Со временем так увлеклась различными панно, куклами, домовятами, что сегодня не могу себя представить без ручной работы. В основном готовлю изделия для «Славянского базара в Витебске». Начинаю подготовку в октябре и заканчиваю только ближе к маю. Поскольку сувениры белорусские, делаю их только из белорусских материалов. Благо, в стране у нас нет с этим проблем. К примеру, мех приобретаю на Витебском меховом комбинате, лен – на Оршанском льнокомбинате. Радуюсь, когда сувениры находят своих обладателей. Чаще всего мои изделия уезжают в Россию, Израиль и Германию. Было такое, что и китайцы покупали сувениры. У них много в стране что делают, но таких сувениров, как в Витебске, у них все-таки нет.
Художница Алеся Астахова поделилась, что однажды ее картины из батика и вовсе уехали в Майами.
– Их купили петербуржцы своим родственникам – двум девочкам-близняшкам, живущим в Майами, – рассказывает Алеся. – Иногда гости фестиваля заказывают работы, если имеющиеся картины не устраивают их по сюжету или формату. Помню, одна женщина заказала работу размером 1,7 м на 1 м, так она потом еле в лифт с ней вместилась. Мои картины интересуют покупателей не только техникой батика, но и оформлением – рамки для своих картин делаю из натуральной кожи. Стоят такие картины около ста долларов.
Любопытно, что на улицах города можно встретить мастеров не только из Беларуси, но и других стран. Например, большая делегация ремесленников в этом году приехала из Латвии. Латышские мастера привезли на фестиваль в Витебск керамику, изделия из кожи, археологические украшения.
– Меня как мастера прикладного искусства приглашали на фестиваль не один раз, – рассказывает Эвия Василевска из Резекне. – Но по разным причинам сделать это раньше никак не получалось. И вот наконец-то удалось. Море впечатлений. Удивило, как в Витебске чисто, ухоженно, все организованно. Естественно, не упускаем возможности ознакомиться с работами белорусских ремесленников. Пару веков назад часть территории Латвии входила в Витебскую губернию, поэтому неудивительно, что сегодня можно встретить какие-то похожие мотивы и орнаменты у белорусов и латышей. Но существует и много отличий, что позволяет нам обогащаться, учиться друг у друга и делать выводы, в каких направлениях развиваться дальше.
Помимо продажи товаров и сувениров на улицах фестивального Витебска проходят различные концертные программы. Нынче для участия в них приглашены хореографические, вокальные, фольклорные коллективы из России, Украины, Молдовы, Польши, Латвии и Литвы. Так что попасть в музей, филармонию и театр витебчане и гости города во время фестиваля могут, не входя в здания, – все можно найти под открытым небом.