Выявить их практически невозможно, поскольку они сбегаются-разбегаются, не оставляя вещественных доказательств участия в преступной деятельности, только косвенные – это их тесные связи с международными спекулятивными финансовыми потоками, организационными флагманами которых выступают ведущие мировые банки.
Если для нормального человека наркотики – это беда, смерть, деградация, то для предельно больной глобальной финансовой системы продажа наркотиков едва ли не лучшее средство восполнения банковской ликвидности, поскольку этот грязный и смертельный товар стал реальнее золотовалютного запаса. Наркотрафики и глобальная наркомания – это и есть своего рода Форт Нокс предельно извращенной глобальной финансовой системы. Жить по-другому – организовывать позитивное производство, технологические прорывы – она не может, поэтому вынуждена, по сути, убивая людей, обеспечивать себе сверхдоходы грязными деньгами.
Глобальный наркорынок сегодня стал сопоставим с рынком углеводородов и оружия и составляет порядка триллиона долларов в год. В основе такого наркорынка – планетарные центры наркопроизводства, которые и стали с наступлением третьего тысячелетия доминирующим фактором на Земле, определяющим всю мировую геополитику и жизнь человечества.
Мировое сообщество в итоге оказывается неадекватным этому новому вызову.
Так, в Политической декларации и Плане действий ООН против наркотиков 1998 года была сформулирована конкретная задача – «существенно сократить наркопроизводство в мире». По факту же оно увеличилось не менее чем в 2 раза. Тенденция к легализации наркотиков, поддерживаемая теперь уже и США, свидетельствует о том, что международное сообщество, по сути, провалило борьбу с наркотиками и начинает идти на поводу у глобальной наркомафии, требующей легализации и превращения рынка смерти в один из респектабельных рынков.
В этой ситуации единственно позитивной является позиция России в лице Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков и ОДКБ, которые предложили не гоняться за бандитами по всему миру, а основной акцент сделать на ликвидации планетарных центров производства наркотиков. Их два: Афганистан, где производится 90 процентов всего героина и до 70 процентов всего гашиша, и Южная Америка, где производится 100 процентов мирового кокаина. Причем ударить по этим центрам не только силовыми средствами, но форсированной индустриализацией и амбициозным развитием и социально-экономическим подъемом этих территорий. Ведь центры наркопроизводства существуют, потому что у тех, кто живет на этой раскуроченной территории, нет другого источника дохода.
На мой взгляд, сегодня повестку борьбы с наркотиками формирует именно ОДКБ, выдвинув лозунг: безопасность через развитие. ОДКБ, осознав приоритетность антинаркотической дипломатии, уже стала глобальным лидером в борьбе против наркотиков. На ликвидацию планетарного центра наркопроизводства в Афганистане и одновременно организацию его ускоренного подъема должны быть направлены усилия всех государств, входящих в ОДКБ, и мирового сообщества – это задача всего человечества. Но если Россия и страны ОДКБ не разработают план индустриализации, мировое сообщество не консолидируется, несмотря на крайнюю заинтересованность Европы и Японии. Япония, кстати, один из ведущих доноров развития Афганистана, а в стратегии Евросоюза по Афганистану 2009 года четко сказано, что надо организовывать специальный офис по борьбе с наркотиками в Афганистане и ликвидировать афганское наркопроизводство. Потому что его главной жертвой после Афганистана является именно Евросоюз. Необходимо также вовлечь и руководство Афганистана, который сам стал главной жертвой собственного наркопроизводства. Героиновая эпидемия охватила уже не менее 5-6 процентов населения Афганистана. По результатам исследования ученых университета Флориды, в крови и волосах случайно отобранных афганских младенцев повсеместно содержится героин. Он убивает будущее Афганистана. Неудивительно, что в мероприятиях ОДКБ и ФСКН он активно участвует и там растет новая генерация управленцев, полностью поддерживающих эту идею.
В 2011 году президенты ОДКБ подписали специальное заявление и обращение в Совет Безопасности ООН, в которых содержится требование признать проблему афганского наркопроизводства угрозой международному миру и безопасности. Это очень важный юридический термин, за которым могут последовать жесткие меры. Президенты государств – членов ОДКБ предложили конкретные пути решения афганской проблемы. Если сконцентрироваться и четко сформулировать задачу – безопасность через развитие, в ближайшие 7-10 лет афганскую проблему мы можем решить, как это ни кажется парадоксальным.
В связи с этим у ОДКБ, на мой взгляд, блестящие перспективы, нужно лишь смелее использовать новые подходы к безопасности, где безопасность не сводится, как обычно, к военным вопросам, а является многомерной, включая и вопросы стабилизирующей экономики. Поэтому сегодня для обеспечения антинаркотической безопасности наших государств от ОДКБ нужен, как это ни парадоксально, конкретный план индустриализации Афганистана. Здесь сейчас начинает вырабатываться принципиально новая формула: «Безопасность через развитие», и это прорыв в проблемах безопасности.
Россия и ее союзники – первые, кто заинтересован в индустриализации, но без решения кадровой проблемы ее не проведешь. Кадры надо готовить и для решения своих проблем, и для решения проблем Афганистана. Создавать сеть профессионально-технических училищ. Современная формула индустриализации – это электрификация плюс сеть профессиональных училищ, потому что без высококвалифицированной рабочей силы подъем экономики невозможен. Таким образом, создание кадровой системы индустриализации – это, в конечном счете, вопрос коллективной безопасности.