Результат, по словам председателя Комиссии ПС по законодательству и Регламенту Татьяны Москальковой, главы делегации наблюдателей от Парламентского Собрания Союза Беларуси и России, удивил всех. Вне парламента оказались партии «Единство», возглавляемое Зурабом Кокоевым, «Новая Осетия» Давида Санакоева и Коммунистическая партия Республики Южная Осетия.
Задача победившей партии, возглавляемой министром по чрезвычайным ситуациям РЮО Анатолием Бибиловым, – войти в состав России на правах нового субъекта, что гарантирует республике безопасность, развитие экономики, создание рабочих мест и т.д.
На мой взгляд, сегодня эта задача нереалистична: стратегические документы, заключенные на двусторонней основе между Южной Осетией и Россией, все, что достигнуто между нами в гуманитарной и политической сферах с 2008 года и по сей день, нацелено на формирование самостоятельного, независимого, суверенного государства. Будем надеяться, что лидер «Единой Осетии» сможет, а у него есть шансы стать спикером, правильно расставить акценты в построении законодательной базы и влиять на политические процессы как внутри страны, так и в отношениях с Россией. Многое зависит от его позиции и позиции его партии в парламенте. Важно не допустить противостояния между парламентом и президентом, администрацией президента и обеспечить продолжение линии, намеченной предыдущим парламентом: преемственность должна сохраниться.
Конечно, нелогично, что осетинский народ делится на южный и северный. Поэтому я убеждена, что воссоединение Южной и Северной Осетии состоится. Но вхождение в состав России – ответственное политическое решение, особенно в условиях нерешенности этого вопроса на пространстве СНГ.
Россия заинтересована не в расширении своих границ, а в том, чтобы рядом были государства, с которыми у нас добрососедские отношения, единомышленники и партнеры по ОДКБ, Евразийскому экономическому союзу. Можно, наподобие Союзного государства Беларуси и России, создать союзное государство России и Южной Осетии, России и Абхазии – новые интеграционные сообщества двух независимых государств.
Сегодня же одна из главных задач вновь избранного парламента и власти Южной Осетии – прекратить разворовывание экономических и финансовых ресурсов, в основном вложенных Россией. Создать контролирующие органы – прокуратуру, Счетную палату и закон о ней, новые уголовный и процессуальный кодексы, пересмотреть структуру госорганов. Пока, к сожалению, не все должностные лица, виновные в расхищении, наказаны, и средства в бюджет не возвращены. Российская сторона должна принципиальнее подходить к этим вопросам.
Если говорить об экономике Южной Осетии, то эксперты республики оценивают ее как катастрофическую. В реальном секторе экономики занято незначительное количество населения. За пять лет независимости не разработана и не реализована ни одна программа социально-экономического развития. Большинство предприятий прекратили существование в результате нескольких войн с Грузией и грузинской блокады республики.
Сегодня, правда, по словам замминистра экономического развития РЮО Инны Грунвальд, подготовлено более десяти отраслевых программ развития образования, промышленности, транспорта и энергетики, здравоохранения, инфраструктуры связи и массовых коммуникаций, сельского хозяйства, культуры, приграничных территорий, малого и среднего бизнеса. Хотя его способность влиять на социально-экономические изменения в республике, где 15 процентов населения – безработные, недооценивают. Тогда как их можно превратить в предпринимателей на производстве и в сельском хозяйстве.
Южной Осетии необходимы инвестиции, а инвестору – комфортная законодательная база и объекты, интересные для развития экономики Южной Осетии. И они есть. Например, автомобильный, авиационный и железнодорожный транспорт, энергетика, туризм, пищевая и лесная промышленность, сельское хозяйство, полезные ископаемые.