Расположен памятник неподалеку от села Раковичи, на 71-м километре транспортной магистрали Бобруйск – Мозырь, откуда, собственно, и началось освобождение Беларуси.
В самой высокой точке мемориал составляет 7 метров. В его центральной части – фигуры четырех полководцев, обеспечивших успех операции: Георгия Жукова, Константина Рокоссовского, Павла Батова и Михаила Панова. Слева и справа от них – красноармейцы и партизаны, идущие в атаку. Сверху две стрелы из боевых карт – два основных направления, по которым врагу были нанесены сокрушительные удары.
Кодовое название операции – «Багратион», в честь русского полководца, героя Отечественной войны 1812 года – Петра Багратиона, было выбрано неслучайно. Советские военачальники считали, что это имя должно принести победу в схватке с врагом, и не ошиблись.
Наступление началось 23 июня 1944 года и продлилось более двух месяцев. В результате его были освобождены Белоруссия, часть Прибалтики, Польши, была окончательно разбита группа немецких армий «Центр», после чего Германия уже не смогла оправиться.
Идея создания мемориала принадлежит светлогорскому историку, краеведу и писателю Изяславу Котлярову, который не мог смириться с тем, что грандиозное сражение, способствовавшее освобождению Беларуси и предопределившее исход Второй мировой войны, масштабно не увековечено. Идею поддержал Александр Якобсон, ныне председатель комитета Госконтроля Беларуси, а тогда председатель Светлогорского райисполкома, затем председатель Гомельского облисполкома. Но прошли годы, пока это стало возможным. В период подготовки к 70-летию освобождения Белоруссии от немецко-фашистских захватчиков и Победы в Великой Отечественной войне идея получила поддержку Президента Беларуси Александра Лукашенко, руководства Союзного государства. Ход строительства контролировал лично Госсекретарь Союзного государства Григорий Рапота, который неоднократно посещал его во время возведения и, конечно, принял участие в торжественном открытии. Автором знака стал гомельский скульптор Валерий Кондратенко. Выиграть конкурс на право разработки концепции было для него глубоко личным делом.
– Мой отец в годы Великой Отечественной войны был летчиком, непосредственно принимал участие в операции «Багратион», неоднократно о ней рассказывал, и потому я, когда узнал, что будет возводиться такой мемориал, решил, что непременно буду участвовать в конкурсе, – рассказал Валерий Кондратенко.