Несмотря на то что референдум проходил в тяжелейшей обстановке (фактически на Украине идет гражданская война), явка была очень высокой и составила 74,87% и 81% в Донецкой и Луганской областях соответственно. Согласно предварительным итогам референдумов, 89,07% граждан проголосовали за самостоятельность Донецкой области, 95,98% избирателей высказались за отделение Луганской области.
Возможно, в других условиях число желающих отделиться было бы ниже, но сейчас, когда новая власть убивает своих граждан, ведя против них войсковую карательную операцию, люди окончательно утратили доверие к ней и перестали связывать с ней свое будущее.
Новые киевские власти хотят сохранить Украину в качестве унитарного государства. При этом, по сути, она является феодальным государством. Олигарх Коломойский, назначенный новой властью губернатором Днепропетровской области, якобы проводил референдум о вхождении Донецкой и Луганской областей в Днепропетровскую область. В самом Донбассе люди о таком референдуме ничего не слышали. Но Коломойский, владелец многих украинских СМИ, вполне способен убедить другие регионы Украины и Запад, что именно этот референдум действительно был. Коломойский, в отличие от Тимошенко, не спекулирует на патриотизме – он открыто призывает убивать своих соотечественников, создавая на свои деньги частную армию.
Похоже, Киев окончательно потерял право голоса, судьбу Украины решают региональные олигархи, имея свои СМИ и свои армии, они могут делать то, на что не способен Киев.
Опрос «СВ»
Татьяна Л. (49 лет, частный предприниматель), Макеевка:
– Референдум прошел спокойно, стояли очереди на избирательные участки. Народ хочет не столько полного отделения, сколько бюджетной самостоятельности региона. И всем очень не нравится, что нас считают быдлом. Но вообще многие люди не хотят развала страны, просто так сложилось, что в результате этой дурной революции появились эти дурацкие законы о языке, которые привели к тому, что все взбесились. В городе чувствуется сильное напряжение, все ожидают провокаций. Мы ходили на референдум, но я сомневаюсь в том, что кто-то признает его законность, вообще-то не хотелось бы стать Приднестровьем или Южной Осетией. Хочется мира и стабильности.
Иван З. (23 года, студент), Донецк:
– Большинство из тех, кто пришел на референдум, голосовали против украинского правительства, за ДНР. Думаю, что многие переменили свою позицию в пользу ДНР после приезда армии и наемников. Дети и молодежь запомнят украинских военных, расстреливающих нашу милицию, крушащих города, это чувство ненависти они передадут из поколения в поколение, миру в народе между востоком и западом теперь не бывать. Это стало позицией многих людей, ранее бывших отчасти равнодушными.
Галина Б. (37 лет, продавец), Луганск:
– Уже с 11 утра на избирательных участках были очереди. Явка очень высокая. При этом все откровенно ненавидят новую киевскую власть, поэтому совершенно сознательно голосуют за независимость от Украины. Город окружен украинскими военными, среди которых совершенно точно есть иностранцы. Из-за этого люди находятся в очень сильном напряжении. Тем не менее сам референдум прошел без провокаций. В городе действует комендантский час с 23 до 6 часов, но улицы и вечером уже совершенно пустые.
Официально
«В Москве с уважением относятся к волеизъявлению населения Донецкой и Луганской областей и исходят из того, что практическая реализация итогов референдумов пройдет цивилизованным путем, без каких-либо рецидивов насилия, через диалог между представителями Киева, Донецка и Луганска. В интересах налаживания такого диалога приветствуются любые посреднические усилия, в том числе по линии ОБСЕ», – заявили в пресс-службе Кремля.