Сегодняшнее состояние ЖКХ нельзя рассматривать вне социально-экономической ситуации в целом. Население волнует постоянный рост стоимости услуг. Но мы никогда не оплачивали их полностью. В Советском Союзе за нас доплачивало государство, но тоже не все. Это и привело к сегодняшнему коллапсу в жилищно-коммунальном хозяйстве. Самые сложные проблемы – износы и недоремонты невероятной величины. Вот почему без серьезного внимания к ним решить ничего нельзя – залатать уже не получится.
Что надо делать? Прежде всего наводить порядок в управлении. Собственник квартиры должен понимать, что это он персонально отвечает за свое жилье и у него есть право знать, кому и за что он платит.
Жители должны быть ответственными – ходить на собрания, участвовать в обсуждении вопросов, не стесняясь спрашивать специалистов. Если говорить о роли государства, то оно должно быть объективным и по отношению к жителям, и по отношению к ЖКХ. Если жители не активны, не ходят на собрание, не контролируют начисления за ЖКУ по платежке, не поставили счетчик и у них возникли проблемы, для госслужащего это не повод заявить, что он ничего не делал, потому что к нему никто не обращался. Это отговорка. Для этого ты, муниципальный, государственный служащий, и назначен, чтобы помогать людям, идти к ним и интересоваться, как они живут. Если ты за это не получаешь зарплату, то получаешь уважение тех, о ком должен заботиться, и зарабатываешь авторитет.
Не все в порядке в законодательной базе: она явно недостаточна. И мы уже начали ее наполнять. Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ создано недавно, но уже успело внести в Госдуму закон о лицензировании управляющих компаний в ЖКХ. В случае его принятия, с 1 мая 2015 года управляющие компании не смогут работать на рынке ЖКХ без лицензии. К 1 июня 2014 года будет принята вся нормативная база, с 1 сентября – организованы квалификационные экзамены для управляющих компаний.
Второй закон, который должен заработать с 1 июля 2014 года, – о капитальном ремонте многоквартирных домов, воспринимается жителями очень плохо. Но они должны понять: если не собирать деньги и не делать капитальный ремонт, все развалится. Другое дело, что жители не будут отдавать деньги кому попало. Они должны принять решение об их аккумулировании либо на специальном счете, либо у регионального оператора. В законе мы прописали персональную ответственность губернаторов за сохранность этих денег и определили перечень банков, их чуть больше 10.
Губернаторы и мэры до 1 июня этого года должны представить программу капитального ремонта всех домов, находящихся на территории Российской Федерации. Жители будут знать, в каком году предполагается капитальный ремонт их дома. Вся информация должна быть прозрачна и доступна каждому. Это очень важно.
Но самая трудно решаемая проблема – инженерные сети. На их поддержание тоже отпускалось очень мало средств. Чтобы исправить ситуацию с инженерными сетями, мы предлагаем усовершенствовать законодательство о концессионных соглашениях. Совершенно ясно, что теплотрассы, водовод и канализационную трубу, обратное водоотведение нельзя отдавать на откуп в частные руки. Но можно отдать в длительную аренду или в концессию. Процесс идет очень трудно – здесь прибыль быстро не получишь. Мы не можем повышать тарифы так, как кому-то хотелось бы, поэтому концессионеры могут рассчитывать на возврат денег лет через 15-20. Культура длительного инвестирования в ЖКХ у нас, к сожалению, не сложилась.
Чтобы переломить ситуацию, мы совершенствуем законодательство, в котором гарантируем неизменность тарифов минимум на 3 года, стараемся создать инвесторам и другие условия, при которых им было бы выгодно вкладывать средства в эту отрасль, но пока не очень получается, хотя направление это перспективное.
И последнее – о необходимости усилить ответственность тех, кто оказывает услуги ЖКХ. Для этого при лицензировании нужно обеспечить уставной капитал не как сейчас – 10 тысяч рублей, а достаточный для того, чтобы они могли отвечать за недостатки или срывы в работе.