Великую Победу защитим вместе
Великая Отечественная война давно закончилась, но сражение за правду продолжается
– Марат Геннадьевич, мы все – белорусы, русские, украинцы, казахи – всегда гордились и гордимся тем, что в свое время уничтожили фашизм, отстояли независимость и свободу Родины. Однако сегодня складывается ощущение, что одна на всех Победа превратилась в предмет неких манипуляций в угоду той или иной власти, идеологии, а миллионы простых людей, победителей и их потомков, стали заложниками чудовищной лжи, искажения фактов, лицемерия и откровенного предательства.
– К сожалению, информационно-идеологическая борьба за пересмотр итогов Великой Отечественной и в целом Второй мировой войны продолжается, и ведется она самым циничным образом. Внесение телеканалом CNN монумента «Мужество» в Брестской крепости в рейтинг самых уродливых памятников мира, скандальный опрос на сайте телеканала «Дождь» о том, нужно ли было сдать Ленинград, чтобы сберечь сотни тысяч жизней, предложение немецкой газеты Bild убрать танки Т-34 с мемориала советским воинам у Бранденбургских ворот, марши эсэсовцев в Риге, последние события в Украине – все это звенья одной цепи. Налицо попытка пересмотреть не только итоги Второй мировой, но и послевоенное устройство мира, сложившееся по условиям Ялтинско-Потсдамских договоренностей. Первый шаг к их нарушению был сделан в 1999 году, когда «демократический мир» разбомбил Югославию. Александр Лукашенко в своем ежегодном Послании народу и парламенту в самом его начале подчеркнул, что на наших глазах рушатся старые границы. Постсоветский период закончился, начинается новая эпоха, и какой она станет, не знает никто. И действительно, снова поднимают голову неонацистские силы в Бельгии, Германии, Норвегии, Франции. Современный мир выстроен на жажде наживы и экспансии. А его стратеги залезают всюду, где чувствуют слабину власти и вакуум политической воли. И неонацизм лишь один из инструментов для достижения цели. Неокрепшие умы легко идут на поводу у провокаторов.
– Ладно Европа. Но ведь Украина – одна из самых пострадавших стран, страна-победительница, а сегодня там ветеранам запрещают надевать боевые ордена, отменяют Парад Победы…
– Мне очень больно и обидно за украинский народ, особенно простых людей. Сегодня в стране наблюдается раскол общества по линии Восток – Запад. И это следствие тех ошибок в национальной политике, которые были допущены в послевоенное время.
– Но ведь сегодняшние радикально настроенные националисты Украины, боевики из «Правого сектора», тоже считают себя героями, борцами за независимость, патриотами?
– Между патриотизмом и радикальным, воинствующим национализмом – большая разница. Что плохого в том, что человек испытывает гордость за свою страну и радуется ее достижениям? Но когда национализм превращается в шовинизм, фанатизм, он уже не имеет ничего общего с патриотизмом. Истинный патриот – тот, кто готов пожертвовать собой ради кого-то. А фанатики жертвуют не только собой, но и другими. Одно дело быть патриотом, как Александр Матросов или Николай Гастелло, и совсем другое – убивать свой народ, как это делали пособники нацистов, в том числе и на Украине.
– Недавно российская Госдума приняла закон, согласно которому за реабилитацию нацизма, отрицание фактов, установленных Нюрнбергским трибуналом, можно получить пятилетний тюремный срок. Насколько справедливо данное наказание?
– Давно пора применять самые жесткие меры в отношении тех, кто позорит нашу общую историческую память, тем более о таком святом периоде, как Великая Отечественная война. Ведь сегодня в таких странах, как Австрия, Германия, Литва, Польша, Португалия, Словения, Франция, и других есть уголовное преследование за публичное отрицание Холокоста. Знаете, возможно, и нам в Беларуси следует инициировать законопроект об ответственности за фальсификацию периода Великой Отечественной войны. У нас тоже есть доморощенные «историки», утверждающие в своих опусах, что, например, партизаны были ничуть не лучше карателей, и все это публикуется некими частными издательствами. Меня как историка и как гражданина поражает, что эти люди претендуют на некую научность.
Я лично изучал в Национальном архиве Беларуси документы государственной чрезвычайной комиссии по расследованию злодеяний немецко-фашистских захватчиков и их пособников на территории Беларуси. Эти нелюди убили, сожгли, расстреляли и замучили более 150 тысяч наших деток. Наша страна в той войне потеряла каждого третьего жителя, и это только прямые потери. А сколько искалеченных и израненных? И не только физически, но и эмоционально? Сколько не родилось талантливых ученых и врачей, великих писателей и художников, гениальных конструкторов и инженеров, а также просто любящих и любимых отцов и матерей, братьев и сестер, сыновей и дочерей? В 1940 году в БССР проживали 11 миллионов человек. Сейчас у нас порядка 9,5 миллиона граждан, то есть мы до сих пор не восстановили нарушенный той страшной войной наш демографический потенциал.
– Противостоять попыткам фальсификации истории в одиночку каждой стране сложно. Наверное, надо активнее подключать к этому возможности Союзного государства.
– Такая работа должна проводиться на всех уровнях с привлечением средств массовой информации, министерств образования, обороны. Радует, что с каждым годом проводится все больше мероприятий патриотической направленности. И нынешний год не исключение. У нас есть хорошая задумка – в начале июля совместно с российским обществом «Знание» провести молодежный автопробег по городам России и Беларуси, посвященный 70-летию освобождения Беларуси и юбилею Великой Победы. Хотим показать ребятам новый Музей Великой Отечественной войны в Минске, не имеющий аналогов в СНГ, в планах – посетить «Линию Сталина» и мемориальный комплекс Хатынь. В ближайшее время в Беларуси выйдет исторический Атлас для общеобразовательных школ, посвященный событиям Второй мировой и Великой Отечественной войны.
Необходимо всерьез взяться и за учебники истории. Если в Беларуси все издания проходят лицензирование и одобрение через Министерство образования, то в России в одной книжной лавке можно купить учебники по Великой Отечественной войне с совершенно разными интерпретациями. Мы с Институтом всеобщей истории Российской академии наук этот вопрос обсуждали и высказались за то, чтобы создать на постсоветском пространстве что-то наподобие единого учебника по истории Великой Отечественной войны. Возможно, ввести обязательный факультативный курс по этой теме.
– Поскольку появляются разные интерпретации истории военного периода, значит, есть еще пробелы в ее изучении. Какие еще факты, на ваш взгляд, нуждаются в дополнительных исследованиях?
– Сейчас изучается пласт архивных документов о повседневной жизни гражданского населения на оккупированных территориях. Это и вопросы, связанные с функционированием железнодорожного транспорта, работой банковской системы, торговой сети, оккупационных школ. Открываются новые страницы деятельности Минского подполья, очень интересны материалы о формировании органами СД и СС на территории Беларуси более ста лжепартизанских отрядов и групп для дискредитации всего партизанского движения. Требует более детального изучения и психология восприятия войны. Ведь не секрет, что война глазами маршала – это одно, а глазами солдата – совсем другое. А ведь ее еще можно оценивать с точки зрения матери, отправившей на фронт своих детей, или глазами ребенка, потерявшего родителей.
Тема Великой Отечественной войны, как и Второй мировой в целом, практически неисчерпаема. Мы вместе завоевали Великую Победу и теперь вместе должны ее отстоять.