Изначально подразделение, сформированное в 1999 году, называлось группой пограничных катеров, а первый выход на охрану речного участка Государственной границы между Беларусью и Украиной на катерах белорусские пограничники совершили в апреле 2000 года. Базой новой пограничной части стал город Лоев, в окрестностях которого сливаются две большие реки – Сож и Днепр, по фарватеру которых и проходит большая часть водной белорусско-украинской границы.
– Все здесь создавалось с нуля, – вспоминает лейтенант Олег Выгляд. – Большинство из нас в морском и речном деле разбирались слабо, поэтому многому приходилось учиться заново.
Поначалу ходили на «Аистах», потом получили судна на воздушной подушке – типа «Гепард». В дальнейшем на вооружение группы поступили «Шквалы» и «Патрули», что постепенно повышало эффективность охраны государственной границы. В прошлом году в рамках межднародной программы технической помощи «СУРКАП» отделению были переданы два катера итальянского производства. В обустройство базы каждый из нас вложил немало сил, а после того, как в сентябре 2010 года состоялось открытие нового современного комплекса зданий отдела береговой охраны «Лоев», условия несения службы стали значительно лучше. Пятнадцать лет назад о таком мы и не мечтали.
Действительно, с той поры много воды утекло в Днепре и Соже, и многое изменилось в нашей жизни. Офицер вспомнил, как приходилось пользоваться переносными радиостанциями весом до 16 килограммов. Сегодня средства связи мало чем отличаются от обычных мобильных телефонов и работают от небольших компактных батареек. Неизменными только остались профессионализм и выучка белорусских пограничников.
В связи с известными событиями в Киеве и других городах соседней страны внимание к положению дел на белорусско-украинском участке союзной границы особое. Информация поступает разная, много слухов. Но пресс-секретарь Гомельской пограничной группы подполковник Дмитрий Уклейко успокоил. По его словам, охрана границы ведется в штатном режиме, хотя пограничные наряды, с учетом внешней ситуации, готовы к любому развитию обстановки.
Пункты пропуска также работают в штатном режиме, но пассажиропоток с первых же дней бурления киевского майдана на украинском направлении границы заметно сократился.
Мне хотелось своими глазами увидеть, что происходит в пограничной полосе, и я напросился в плановый пограничный наряд по реке Сож. Погода стояла дождливая, задувал резкий холодный ветер, однако в рубке итальянского катера, на котором мы шли вверх по реке, ненастья не ощущалось. Достоинства катера не только в комфорте, но и в высокой скорости. Он оборудован навигатором, радиолокационной станцией, эхолотом и пр. Имея запас топлива, пищи и воды, пограничный наряд может находиться в автономном плавании несколько недель.
Пройдя по Сожу около 40 километров, а окрестности Лоева – одни из самых красивых мест Беларуси, мы пришвартовались к берегу. И пока начальник пограничной заставы отдела береговой охраны капитан Александр Таразевич и его коллега, отвечающий за сухопутный участок границы, старший лейтенант Николай Красногир сверяли часы, обсуждая насущные проблемы, я любовался восхитительными окружающими пейзажами. А на границе действительно было спокойно, о чем косвенно свидетельствовало
и поведение украинских стражей границы: они, не прячась, стояли на берегу и смотрели, как их земляки удят рыбу...
Но пришло время возвращаться. Катер летит по реке, а многочисленные стаи пернатых сопровождают наш катер. И вот мы на месте. В новом здании отделения береговой охраны рассматриваю информационные стенды, которые украшают дипломы, грамоты, благодарности. В отдельном шкафу – спортивные кубки и призы, завоеванные на различных соревнованиях спортсменов-пограничников.
Неслучайно в прошлом году отдел признан лучшим среди подразделений территориальных органов пограничной службы, непосредственно охраняющих границу. Но есть в отделе небольшой музейный уголок, от которого так и веет морской романтикой. В центре экспозиции – галерея фотопортретов моряков, уроженцев Лоевщины. Кто-то из них служил еще в царском российском флоте, кто-то воевал в годы Великой Отечественной, а кто-то продолжает служить в органах пограничной службы Беларуси, как, например, старший мичман Александр Козерожец. Создал этот мини-музей главный корабельный старшина Леонид Тимощенко, служивший в отделе по контракту. Он собрал целую коллекцию предметов морской атрибутики – стяги, вымпелы, котик, рынду, хронометры, знаки отличия офицеров, мичманов и матросов российского флота. Художественно оформил целый набор морских узлов. И все это богатство (после того, как уволился) подарил родному подразделению ко Дню военно-морского флота. Можно не сомневаться, что в будущем этом музее появится множество экспонатов, прославляющих пограничников и моряков из этих прекрасных мест Беларуси.