От депутатского корпуса законопроект представляла председатель Постоянной комиссии Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь по бюджету и финансам Людмила ДОБРЫНИНА, которая поделилась с «СВ» своим видением проблемы.
– Сегодня все законопроекты, которые принимает белорусский парламент, разрабатываются с учетом законодательной базы Союзного государства и перспектив создания Евразийского экономического союза. И закон «О мерах по предотвращению легализации доходов, полученных преступным путем, и финансирование террористической деятельности», поправки в который мы внесли, – не исключение. С одной стороны, мы учли опыт России и Казахстана, а с другой – рекомендации международной организации ФАТФ (Группа разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег). Второе обстоятельство позволило привести белорусское законодательство, которое регулирует эту сферу, в соответствие с мировыми стандартами.
Фактически мы дали банковскому сектору современную законодательную основу для выстраивания системы по противодействию отмыванию преступных денег, которые идут не только на преступное личное обогащение отдельных лиц, но и на финансирование преступности и терроризма. При этом наносится ущерб государству и обществу страны: растет теневая экономика, не платятся налоги, стимулируется инфляция. А это уже фактически затрагивает интересы каждого члена общества, поскольку бьет по социальным программам развития образования, медицины, науки и культуры, финансируемым из бюджета. Словом, проблема серьезная, и с ней ведут непримиримую борьбу во всех странах мира.
Финансовая безопасность – составная часть экономической безопасности, и ее можно рассматривать в нескольких аспектах, но мы сконцентрировали свое внимание на банковской системе, потому что она наиболее привлекательна для такой незаконной деятельности. Ведь здесь можно в короткий промежуток времени сорвать большой куш. Законопроект предполагает создание в банках, небанковских кредитно-финансовых организациях полноценной системы внутреннего контроля и действенных механизмов прекращения отношений с неблагонадежными клиентами. Это позволит банкам и другим заинтересованным организациям избежать риска вовлечения в процесс отмывания денег и, как следствие, положительно скажется как на репутации банка, небанковских кредитно-финансовых организаций, так и на имидже банковской системы Беларуси в целом.
К примеру, теперь банки на законных основаниях могут отказать юридическому лицу в открытии счета или выдаче кредита, если финансовая организация не может выполнить требования по надлежащей проверке или обеспечить мониторинг деловых отношений. На этом же основании могут закрываться сомнительные счета и т. д. В целом законопроект касается всех учреждений и организаций, которые ведут борьбу с нелегальными доходами: Госконтроля, МВД, МНС и др. И это противодействие связано не только с финансами, но и, например, с незаконно приобретенным имуществом. Практика не стоит на месте, и новый опыт применения этого закона, который действует в Беларуси с 2000 года, позволит нам и дальше совершенствовать законодательство.
Повторюсь, что сегодня все законопроекты, которые принимает белорусский парламент, рассматриваются сквозь призму российского и казахстанского законодательства. И по мере углубления интеграции в рамках Союзного государства, Таможенного союза и ЕЭП ширятся контакты депутатов в рамках Парламентского Собрания Союза Беларуси и России, Межпарламентской ассамблеи Евразийского экономического пространства, Межпарламентской ассамблеи государств – участников Содружества Независимых Государств, Парламентской ассамблеи ОДКБ и других представительных органов.
Но не нужно забывать и о контактах на уровне профильных комиссий Палаты представителей Национального собрания Беларуси и комитетов Государственной Думы России. Их значение для понимания тенденций законотворческой деятельности двух стран, обмена опытом и обсуждения перспектив трудно переоценить. В полной мере это относится и к парламенту Казахстана. Такие встречи, если их проводить на постоянной основе, не только сближают подходы и повышают эффективность парламентской работы, но и, уверена, могут заметно ускорить нашу совместную деятельность по гармонизации законодательства Союзного государства и будущего Евразийского экономического союза.
Записал Герман МОСКАЛЕНКО