Причем в союзном строительстве военные двигаются быстрее, чем политики. И это неоспоримый факт. Между Беларусью и Россией подписано более 30 международно-правовых договоров в сфере военного сотрудничества. При этом все, о чем договариваются военные на совместных коллегиях, и все, что ложится на бумагу, очень скоро воплощается в жизнь.
За годы независимости белорусские предприятия совершили мощный рывок, освоив разработку и производство высокотехнологичных и интеллектуальных образцов вооружений и военной техники. При этом большинство из них по-прежнему ориентировано на российскую «оборонку». Например, Минский завод колесных тягачей, выпускающий уникальные тяжеловозы, которые комфортно чувствуют себя в самых сложных климатических условиях, поставляет в Россию почти 90 процентов своей продукции. Именно на шасси МЗКТ устанавливаются российский ракетный комплекс стратегического назначения «Тополь-М», оперативно-тактический ракетный комплекс «Искандер», реактивная система залпового огня «Ураган», зенитно-ракетные системы С-300 и С-400. Многие белорусские предприятия поставляют российским «смежникам» элементную базу, радиоэлектронные устройства и прочие комплектующие. Сегодня можно говорить и о перспективах сотрудничества в сфере спутниковой навигации и совместном применении системы ГЛОНАСС. Реализуются интеграционные проекты с участием белорусских предприятий «Пеленг» и «Интеграл». Белорусскими запчастями укомплектованы танки Т-90С, Т-72С и Т-80У, боевые машины десанта и пехоты, артиллерийские системы, противотанковые ракетные и ракетно-пушечные зенитные комплексы, средства ближнего боя и стрелковое оружие.
Если есть армия, она должна учиться, чтобы быть готовой в любой момент защитить Родину. А если мы говорим о Союзном государстве, то и крепить его оборону мы тоже должны вместе. Военные двух стран ежегодно проводят десятки совместных мероприятий, штабных тренировок, учений. На территории Беларуси расположен целый ряд объектов военно-технической инфраструктуры, оказывающих влияние на поддержание стратегической безопасности в центре Европы. В том числе радиолокационная станция предупреждения о ракетном нападении под Барановичами. Она поставлена на боевое дежурство в 2002 году и отслеживает небо практически над всей Западной Европой. Подобные станции с советского времени строились в Латвии, Украине, на Кавказе и под Красноярском в России. С распадом СССР эти планы были забыты. Станция в Латвии была уничтожена, станции под Львовом и на Кавказе так и не достроили, и только Беларусь согласилась дать возможность России достроить станцию.
Еще один российский военный объект на территории Беларуси – пункт управления подлодками в Вилейке. Он предназначен для ретрансляции сигналов на российские корабли и подводные лодки, находящиеся в Центральной и Северной Атлантике.
По плану совместных мероприятий на 2013-2015 годы основное внимание в ближайшее время будет уделено таким направлениям, как планирование применения региональной группировки войск и развитие объединенных систем управления, ПВО, разведки, связи и радиоэлектронной борьбы. На предстоящей в этом году международной выставке вооружения и военной техники MILEX-2014 белорусские и российские конструкторы наверняка порадуют нас новыми разработками в этом направлении. Но и на практике сделано уже немало. К примеру, новейшие радиолокационные станции «Восток» и «Роса» сегодня уже прикрывают воздушные рубежи Беларуси и Союзного государства. Насколько они эффективны? Судите сами: во время совместных учений на российском полигоне Ашулук российские летчики, которым хорошо знаком рельеф этой местности, на малой высоте легко скрылись от всех радаров, но не ускользнули от белорусской «Росы».
Буквально за несколько лет Беларусь вошла в ограниченный клуб производителей самолетов-беспилотников. Специалисты высоко оценили разработанные в Беларуси летательные аппараты «Беркут-1», «Беркут-2» и «Гриф-1», который в этом году должен пройти войсковые испытания.
С помощью России наращиваются возможности белорусской системы ПВО. В частности, планируется передача Беларуси четырех зенитных ракетных комплексов С-300 в дополнение к уже имеющимся. Белорусские предприятия не просто освоили ремонт этого грозного комплекса, но и доработали его. Стрельбы на российском полигоне подтвердили высокое качество проведенных работ – все цели, в том числе и имитирующие высокоскоростные крылатые ракеты, были поражены. В декабре прошлого года в Беларусь из России прибыла третья батарея зенитных ракетных комплексов «Тор-М2». Это творение Ижевского электромеханического завода «Купол» по точности системы наведения и опознавания целей не имеет аналогов в мире. Кроме того, в Беларуси уже несут боевое дежурство десять российских истребителей Су-27. В свете событий вокруг Украины и усиления сил НАТО вблизи западных границ Союзного государства российское военное руководство заявило о готовности до конца этого года развернуть в Барановичах истребительный авиаполк в количестве 24 самолетов Су-27СМ3 с целью защиты воздушного пространства Беларуси и России.
Столь тесное и плодотворное военное сотрудничество между двумя странами продиктовано исключительно национальными интересами Беларуси и России и стремлением общими усилиями обеспечивать безопасность Союзного государства. Не стоит искать здесь каких-то замаскированных замыслов и уж тем более говорить о том, что Беларусь, дескать, постепенно сдает свой суверенитет. Почему Москва и Минск должны спокойно взирать на то, как НАТО с каждым годом все настойчивее укрепляет свои позиции в странах Балтии и Восточной Европы, наблюдать, как натовские самолеты спокойно взлетают с литовских аэродромов, а руководство альянса рассматривает вопрос о размещении своих ракет вблизи наших границ? При этом никто в той же Литве или Польше не говорит о какой-либо потере независимости, потому что безопасность для них превыше всего. России не просто выгодно, но стратегически необходимо иметь в лице Беларуси надежного военного союзника. И продвижение российских ВВС на 500 километров в западном направлении вполне укладывается в логику укрепления оборонного потенциала Союзного государства. Как заявил министр обороны Беларуси Юрий Жадобин, «Россия для нас – основной стратегический партнер. По сути, мы создали единое оборонное военное пространство, региональную группировку войск и единую региональную систему ПВО. Наше сотрудничество реализуется не на бумаге, оно действенно, и я не знаю примеров в мире, где бы взаимодействие было организовано на таком высоком уровне».