Сотрудничество пограничных ведомств Беларуси и России после развала СССР фактически не прекращалось ни на минуту. Ведь белорусская граница, с учетом определенной условности рубежей внутри ЕС, – единственный барьер безопасности и фильтр транзитных потоков от Лиссабона до Курил. А значит, она должна быть надежным заслоном на пути людей, пересекающих ее с преступными намерениями. В то же время этот мост между Западом и Востоком призван не разделять, а связывать страны и народы.
Первая союзная программа по обустройству границ на 1996-2001 годы, которая уже стала историей, была принята сразу же после подписания в 1995 году Беларусью и Россией Договора о совместных усилиях по охране белорусской государственной границы. В соответствии с ним Республика Беларусь взяла на себя обязательства обеспечивать интересы Российской Федерации на своей государственной границе с Польшей, Латвией, Литвой и Украиной. Из союзного бюджета было выделено 222,7 млн российских рублей, которые были использованы на обустройство пограничной инфраструктуры двух стран: строительство комендатуры «Опса», застав «Савейки» и «Лынтупы», погранпостов «Заболоть», «Росица», «Субботники», «Пакульня», «Крейванцы», «Друя» и других пограничных объектов, в числе которых – питомник на 100 служебных собак в Сморгони. Сегодня, кстати, Сморгонский кинологический центр органов пограничной службы по уровню подготовки специалистов-кинологов и служебных собак считается одним из лучших не только на просторах СНГ, но и в странах Евросоюза.
В 2002 году началась реализация второй союзной программы, общий бюджет которой составил около 2,5 млрд российских рублей. Беларусью из этой суммы было использовано порядка 1,2 млрд российских рублей на обустройство участков границы с Литвой и Латвией. В рамках программы были построены около 20 объектов, в том числе три комендатуры, четыре заставы, два пограничных поста – «Привалка» и «Первомайское» и ряд других объектов. В их числе и международный железнодорожный пункт пропуска «Гудогай», через который осуществляется трансграничное движение из российского анклава – Калининградской области, проходят поезда на Харьков, Москву и Санкт-Петербург, а также на Вильнюс.
Программа обустройства внешней границы Союзного государства на 2007-2011 годы, в рамках которой из бюджета Союзного государства было выделено более 2,8 миллиарда российских рублей, позволила полностью завершить обустройство белорусской границы с прибалтийскими странами.
Четвертая программа «Укрепление пограничной безопасности Союзного государства на период 2012-2016 годов» принята союзным Совмином в декабре 2012 года. На выделенные средства строятся пограничные объекты, закупается новое оборудование и новейшая техника. Задачей первостепенной важности является возведение в рамках принятой программы в Островецком районе, где строится Белорусская АЭС, пограничного поста «Клевица», двух погранзастав, а также реконструкция пограничного перехода «Каменный Лог».
Помимо улучшения инфраструктуры новая союзная программа, как и предшествующая, предусматривает возможность подготовки и переподготовки кадров. Сегодня очное и заочное обучение в учебных заведениях Российской Федерации проходят несколько десятков белорусских военнослужащих. А еще союзная программа предусматривает дальнейшее инженерное оборудование границы и развитие на границе систем связи и автоматизации управления.
Всего же с 1996 года за союзные средства возведено около 500 различных пограничных объектов.