То, что Могилевская область Беларуси была выбрана местом проведения совместного заседания комиссий Парламентского Собрания Союза Беларуси и России по экономической политике и по бюджету и финансам, председатель первой из них Виктор Косоуров объяснил просто. Это и близость с западными регионами Российской Федерации, и их давнее активное сотрудничество во всех областях жизни.
Мысль парламентария подтвердил и заместитель председателя Могилевского облисполкома Виктор Некрашевич. Торговый оборот области с российскими регионами в минувшем году составил более 2,6 миллиарда долларов. Предприятия Могилевщины поставляют свою продукцию в 73 российских региона.
Однако, несмотря на очевидные позитивные результаты таких экономических связей, из-за различия в законодательствах двух стран случаются нестыковки, в результате которых закрывается доступ некоторых товаров из Беларуси на российский рынок. Эту ситуацию Виктор Косоуров назвал нонсенсом.
Побывав на трех предприятиях областного центра и встретившись с губернатором области Петром Рудником, парламентарии решили поддержать из союзного бюджета программу межрегионального сотрудничества Могилевской и Брянской областей по развитию мясного производства. Тем более что такие связи с субъектами Федерации и белорусскими регионами имеют хорошую перспективу и приносят положительные результаты. Как вывести их на новый уровень, планируется обсудить на летнем совместном совещании руководителей регионов с участием президентов стран.
Виктор Косоуров подчеркнул, что вопрос развития межрегиональных связей становится для субъектов хозяйствования в рамках Союзного государства с каждым годом все актуальнее. Неслучайно этому вопросу на заседаниях Комиссии Парламентского Собрания Союза Беларуси и России по экономической политике уделяется особое внимание. «В течение двух дней пребывания в Могилевской области мы рассмотрели прикладные вопросы развития межрегионального сотрудничества Могилевской области и регионов Российской Федерации и нашли возможность поддержать одну из программ взаимодействия приграничных Могилевской и Брянской областей по развитию мясного производства. Мы надеемся, что это получится и предложения руководства Могилевского облисполкома выльются в крупный и эффективный совместный проект», – высказал уверенность парламентарий.
Из обширной повестки дня заседания двух межпарламентских комиссий были пункты, которым уделено наибольшее внимание. Прежде всего союзные парламентарии принципиально подошли к разговору о результативности реализации союзных программ. Средства на их реализацию выделены, достигнуты и практические результаты. Но из-за препирательств профильных министерств процесс никак не завершается. А по некоторым программам освоение средств едва началось, хоть времени прошло немало.
Прозвучали и вовсе принципиальные возражения против реализации некоторых программ. Так, например, заместитель председателя комиссии по бюджету и финансам Виктор Щетько высказал сомнение в необходимости выращивания топинамбура в России, а именно такая программа была заявлена. Тем более что выполнение ее так и не начато. И это конкретный пример того, почему на протяжении многих лет бюджет Союзного государства не выполняется в полной мере. По прошедшему году из почти 5,3 млрд российских рублей переходящий остаток составил 1,5 млрд. Заместитель Государственного секретаря Анна Дейко считает, что не выработан документ, регламентирующий доступ регионов к бюджету. Из четырех страниц его проект «распух» до двадцати, а поправкам и замечаниям с обеих сторон нет конца. Но есть, по мнению депутатов, и другая причина: недостаточный контроль за ходом реализации программ.
Умами ученых и руками производственников создается интеллектуальный продукт, который является собственностью Союзного государства. Но до сих пор форма учета этой собственности, порядок ее использования и права на нее не выработаны. Эта проблема – одна из ключевых в системе построения Союзного государства, и на протяжении более десятка лет она остается неразрешенной. «Мы пытаемся найти выход из этого непростого положения и надеемся, что нам наконец удастся в 2014 году сформировать соответствующую нормативную базу. А это, на наш взгляд, позволит формировать бюджет Союзного государства в том числе на основе использования союзной собственности, которую мы получим во время реализации совместных программ. Это существенно расширит наши возможности по реализации тех или иных проектов», – считает Виктор Косоуров.
Оценивая результаты совместного заседания комиссий, Виктор Косоуров также заметил, что союзное строительство – дело далеко не простое. Но каждая встреча парламентариев, каждое обсуждение возникающих проблем – это реальный шаг к цели, которую поставили перед собой два государства.
Заместитель председателя комиссии по экономической политике Александр Агеев, соглашаясь с таким мнением, добавил, что эта совместная работа нуждается в большей ответственности, исключающей ненужный формализм и бюрократизм, а также скрупулезности при использовании бюджета Союзного государства. Общие деньги должны приносить адекватную отдачу.