– В четвертом созыве я работала в Совете Республики Национального собрания Беларуси и в Парламентском Собрании Союза Беларуси и России. Тем самым мне посчастливилось участвовать в формировании законодательной базы Союзного государства, а также в различных союзных мероприятиях. И могла на практике не раз убедиться, что мы, рожденные в СССР, иногда даже не осознаем богатства, которое получили в наследство: единый язык, дружеские, партнерские и профессиональные связи, которые зарождались в студенческие годы, когда мы жили в едином государстве. И это помогает нам находить механизмы реализации той или иной проблемы, по-разному сложившейся в наших странах за годы существования поодиночке. Другим государствам, которые не имеют такой общности, преодолевать объективные барьеры гораздо труднее. И эту общность парламентариям Беларуси и России надо не только ценить, но и всячески оберегать.
Часть моего избирательного округа – это территории Добрушского района Гомельщины, пострадавшие после катастрофы на Чернобыльской АЭС. Поэтому отрадно, что союзные программы по чернобыльской тематике – одно из самых продвинутых направлений белорусско-российского сотрудничества. Беларуси, которая больше всех пострадала от Чернобыля, после развала СССР пришлось в одиночку решать колоссальные проблемы, когда из севооборота выводились огромные площади пахотных земель из загрязненных регионов, переселялись массы людей, которым требовалось жилье и работа. На все это ежегодно уходила значительная доля бюджета страны, поэтому союзные программы по ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС стали хорошим подспорьем в решении проблем пострадавших территорий. Созданы современные медицинские центры, разработаны методики по организации безопасной хозяйственной деятельности в пострадавших регионах, ведется постоянный мониторинг ситуации. Об эффективности этих союзных программ говорит хотя бы тот факт, что сегодня в Беларусь за опытом по реабилитации территорий и защите людей едут даже японцы, которые столкнулись с аналогичными проблемами после аварии на «Фукусиме».
Большую часть жизни я проработала в вузе, и, конечно, меня не могут не волновать проблемы образования и воспитания молодежи. Очень важно, что в рамках мероприятий Союзного государства проводится множество молодежных встреч, конкурсов, олимпиад, фестивалей, соревнований. Замечательно, что этот посыл подхватили общественные организации и многие регионы Беларуси и России, что заметно обогатило палитру молодежного сотрудничества. Например, студенты Гомельского кооперативного университета постоянно выезжают в летний молодежный лагерь в Калининградскую область. Калининградская молодежь, в свою очередь, ежегодно приезжает в Гомель. Возрождается российско-белорусское движение студенческих отрядов, которое на данном этапе нуждается в особой поддержке, в том числе и парламентариев. Особо важная сфера – это воспитание патриотизма и сохранение исторической памяти. Наши народы вместе боролись с фашизмом, вместе поднимали после гитлеровского нашествия страну из руин, вместе преодолевали последствия аварии на Чернобыльской АЭС. Но выросли новые поколения, которые уже не помнят и не знают этого. Мне запомнился случай, когда на экзамене по истории студент среди героев Великой Отечественной войны назвал Александра Суворова и Богдана Хмельницкого. Согласитесь, есть над чем задуматься…
Единым фронтом с российскими женщинами-депутатами мы выступаем и в Комитете женщин Межпарламентского союза.
Сегодня женщины многих стран отстаивают свое право участия в общественной жизни, в представительских выборных органах. И они с удивлением узнают, что у нас это право было закреплено еще со времен Октябрьской революции. Сейчас в мире считается нормой наличие не менее 30% женщин в составе выборных органов всех уровней. В Беларуси, если брать обе палаты парламента, представительство женщин выше этого показателя. Примерно такая же картина и в России, но в других странах, особенно в Азии и Африке, ситуация ужасная. А ведь наукой доказано, что это не надуманная проблема. Наличие в парламенте женщин-депутатов заметно повышает эффективность его работы. Женщины, как правило, доскональнее изучают проблемы, придирчивее читают документы и плодотворнее ведут обсуждение спорных вопросов. Мужчины, наоборот, видят проблемы глобально, с перспективой, быстрее откликаются на новшества. И такая взаимодополняемость, считают психологи, дает хороший результат.
Кстати, многие отмечают, что в работе Комитета женщин, как в целом Межпарламентского союза, россияне играют особую роль. И это видно даже в мелочах. Нет в зале россиян – нет и перевода на русский язык. И сразу неудобства испытывают многие: и мы, и украинцы, и казахи, и даже монголы. Не говорю уже о более глобальных проблемах, так что Россия должна не забывать свое историческое предназначение.