У пантеона морской славы историко-культурного комплекса «Линия Сталина» в Минском районе участники митинга не сдерживали слез и не жалели добрых слов о погибших героях.
Под сопровождение военного оркестра представители администрации Краснодарского края и поисковики из Геленджика, которые специально приехали для этого в Беларусь, передали родственникам стрелка-радиста Николая Михалковича капсулу с землей с места его героической гибели. Затем акция памяти перенеслась в город Лепель Витебской области, где со всеми воинскими почестями были захоронены останки уроженца этого города, летчика-истребителя Николая Пшенко. Далее делегацию встречал Могилев, родной город кавалера ордена Боевого Красного Знамени Сергея Горовца. Здесь россияне передали местному музею мемориальную доску в честь героя морской авиации, фрагменты самолета, на котором он летал, и другие реликвии, связанные с боевым путем летчика. Завершилась акция в Быхове на Площади героев. В этом городе базировалась легендарная 57-я дивизия морской бомбардировочной авиации, начавшая свой славный боевой путь в первые дни Великой Отечественной.
Эти белорусские летчики, погибшие в боях за Черноморское побережье, около семидесяти лет числились пропавшими без вести, пока их останки не нашли члены геленджикского поискового отряда «Подвиг». Поисковики признаются, что никак не ожидали столь быстрой ответной реакции от страны-соседки. Переписка с военкоматами порой идет по десять, а то и больше лет. В данном случае всего за пару часов в Беларуси были найдены родственники погибших, а спустя некоторое время по инициативе международного общественно-патриотического проекта «Морское братство – нерушимо!» спланирована программа проведения акции памяти при поддержке местных властей и Постоянного Комитета Союзного государства.
Воздушные бои за Кубань считаются одними из самых ожесточенных в истории Великой Отечественной войны. Всего на территории региона в те годы действовало 20 авиационных дивизий, в составе которых было немало белорусов. Они участвовали в самых страшных боях за Черное море, когда в небе находилось одновременно до двух тысяч самолетов, а противостояние длилось до пяти-семи дней. С конца 1942 по сентябрь 1943 года во время воздушных боев за небо Кубани советская сторона потеряла 1200 самолетов.
– Что случилось с нашим дядей Николаем Филипповичем Михалковичем на войне, мы не знали очень долгое время, – рассказывает его племянница Галина Михалкович. – Благо, судьба распорядилась так, что на нашем пути встретился его сослуживец и товарищ, с которым они летали в одном экипаже. А более подробно о боевом пути дяди нам рассказали российские поисковики.
В большинстве случаев останки тех, кто служил в морской авиации, находятся на дне Черного моря, и поднять их, к сожалению, невозможно. Тем дороже каждая находка поисковиков, которые обнаружили 135 самолетов на суше, нашли останки 72 летчиков, установили 36 семей погибших.
Сегодня в планах движения «Морское братство – нерушимо!» – установить храм-часовню в честь морских летчиков на историко-культурном комплексе «Линия Сталина» под Минском.