Поэтому подобное направление деятельности можно было бы успешно использовать и в Таможенном союзе, и в других интеграционных образованиях.
По оценке специалистов, абсолютно все проекты белорусских и российских ученых, действующие не первый год, не только способствуют развитию фундаментальной и прикладной науки, но и приносят ощутимую пользу экономикам двух стран. В качестве примеров можно привести хотя бы такие совместные труды, как программа Союзного государства по созданию суперкомпьютера «СКИФ» и проект «БелРосТрансген».
В течение этого года в рамках Союзного государства планируется реализация 10 союзных программ в различных отраслях народного хозяйства. Среди них есть и несколько новых: «Разработка космических и наземных средств обеспечения потребителей России и Белоруссии информацией дистанционного зондирования Земли» («Мониторинг – СГ»), «Инновационное развитие производства картофеля и топинамбура» и другие.
Петр Витязь убежден, что опыт по формированию союзных программ следует использовать в Таможенном союзе и других интеграционных образованиях.
– В Советском Союзе наука всегда была достаточно интегрированной, – отметил руководитель аппарата президиума НАН Беларуси. – Сегодня связи остались только на уровне ученых, но экономическое объединение отсутствует. Между тем у нас есть очень много направлений сотрудничества, рассчитанных на будущее. Часть их уже оформлена в программы, которые успешно реализуются, а часть пока остается все еще в виде идей, на осуществление которых не хватает ресурсов.
По мнению ученого, упрощенная схема финансирования, сокращение сроков согласования союзных проектов позволят работать плодотворно и решать актуальные задачи в короткие сроки.
– В соответствии с разработанными правилами, все программы отбираются по согласованию с белорусской и российской сторонами, – поясняет Петр Витязь. – Мы всегда немножко критикуем эту схему, поскольку сначала нужно утвердить концепцию, потом саму программу. А для того, чтобы было выделено финансирование, программу должен утвердить Совет Министров Союзного государства после согласования по отдельности со всеми заинтересованными ведомствами двух стран. Как правило, процесс занимает полтора-два года. За такое время любая идея может устареть, а мы должны работать на завтрашний день. Кроме программ нужны также и небольшие совместные проекты – менее объемные, чтобы решать вопросы оперативно.
По мнению Петра Витязя, в Союзном государстве существует множество тем и направлений, которые пока остались неохваченными.
– На самом деле перспективных и нужных направлений для совместной деятельности множество, – констатирует академик. – Мы говорим о том, что и в Беларуси, и в России хорошо развивается сельское хозяйство. Но если вы поедете по российским полям, можно видеть, что многие из них просто не используются. Думаю, что в решении вопроса более интенсивного вовлечения земель в сельскохозяйственный оборот белорусский опыт мог бы быть очень полезным нашим соседям. Обсуждения этих вопросов ведутся, но пока они не нашли практического применения. Также сегодня актуальны направления, связанные с развитием наноматериалов, нанотехнологий и биотехнологий. Мы сегодня много говорим о них, есть отдельные разработки в существующих программах. Однако нужно переходить к серьезным интеграционным проектам, которые позволят нам создавать новые продукты.
По мнению Петра Витязя, в более серьезном расширении нуждается и совместная работа россиян и белорусов в области космических исследований. Речь, к примеру, идет о единой орбитальной группировке для системного мониторинга территории.
– Важно иметь не один спутник, – отметил академик. – Если мы хотим работать систематически, спутников должно быть не менее пяти. И над этим мы с нашими российскими коллегами сейчас работаем.