САЙТ ГАЗЕТЫ ПАРЛАМЕНТСКОГО СОБРАНИЯ СОЮЗА БЕЛАРУСИ И РОССИИ

Мы рискуем навсегда потерять транзитный потенциал

Михаил БРЯЧАК, член Комиссии ПС по законодательству и Регламенту, первый заместитель председателя Комитета ГД по транспорту, председатель Координационного совета ГД по оптимизации движения внешнеторговых грузопотоков, считает, что чрезмерно громоздкое администрирование и контроль внешних и внутренних грузопотоков делает нашу транспортную логистику неконкурентоспособной. Об этом он рассказал корреспонденту «СВ».

– Несмотря на то что взаимный грузооборот и товарооборот Беларуси и России с еврозоной более 50 процентов, чрезмерные администрирование и контроль, коррупция, несовершенство технологий оформления делают нас неконкурентоспособными в сфере транспортных перевозок и приводят к удорожанию конечной стоимости товара на 10-12 процентов. Если учесть, что до 70 процентов потребляемых нами товаров – импортные, то понятно, что эти факторы крайне отрицательно сказываются на социально-экономическом развитии наших стран. 

Если говорить о транзитном потенциале России и Беларуси, то годовой потенциал рынка услуг по обработке грузопотока между Азиатско-Тихоокеанским регионом и европейским экономическим пространством  составяет более 900 млрд долларов в год. Это колоссальная цифра, которая должна заинтересовать структуры власти, отвечающие за экономический блок, и  серьезнейшая составляющая, которая позволила бы нашим экономикам выйти на инновационный уровень развития и существенно пополнить национальные бюджеты. 
Транзитный потенциал дает возможность и геополитического влияния на третьи страны, осуществляющие торговые операции через Беларусь и Россию. Мы можем вести с ними диалог, поскольку решаем вопросы их экономического развития, быть им интересными и использовать эту заинтересованность в наших интересах и на территории еврозоны, и на территории Азиатско-Тихоокеанского региона. 

К сожалению, сегодня из-за внутренних факторов, затрудняющих движение товаропотоков, многие тяготеющие к продвижению через Беларусь и Россию товары уходят на окружной путь – через Индийский океан, несмотря на то что это занимает 40 дней. Из-за неорганизованности наши страны обрабатывают лишь 3-5 процентов от транзитного потенциала. Средняя скорость движения состава по нашей территории – 36 км в час, скорость груза – 11 км в час. Это говорит о  том, что он долгое время стоит на процедурах администрирования и контроля и не участвует в движении. 

На мой взгляд, громоздкая, неэффективная система администрирования сложилась из-за разобщенности действий разных органов власти. Каждый участник действует по собственному внутриведомственному нормативному законодательству. В результате, если при вхождении в любой европейский порт от судна требуется лишь 6 видов документов, то при заходе в российский порт – 44 вида документов, это минус 20 тысяч долларов на каждый судозаход. Естественно, мы проигрываем конкуренцию с другими альтернативными  маршрутами. 

Грузы должны быть обеспечены радиационной и антитеррористической безопасностью, не более. Мы не участники экономического процесса стран Азиатско-Тихоокеанского и европейского региона, мы – перевозчики, транзитная территория, получаем деньги за транзит, поэтому, например, мощность перевозимых ксероксов не должна нас интересовать. Но находятся должностные лица, которые хотят в этом покопаться и найти свой интерес, в большей части это коррупционная составляющая. Поэтому крупные игроки логистического рынка формируют новый «шелковый путь» – «Трасека» – от восточных портов Китая, по территории Китая на границе с Казахстаном, далее через Каспий, Турцию и в европейские страны. Пока сданы в эксплуатацию отдельные участки, например тоннель под Босфором, инвестиции Китая в развитие железнодорожной инфраструктуры Казахстана только в 2013 году составили 14 млрд долларов. Но через 2-3 года альтернативный нашему невостребованному Транссибу маршрут оставит нас на задворках истории. Мы потеряем транзитный потенциал навсегда. Потомки проклянут нас за утраченные возможности экономического развития. 

Если сравнивать Транссиб и «Трасека», то у Транссиба много преимуществ. Он уже создан, обязательств возврата средств у нас нет, к тому же Беларусь и Россия, Таможенный союз – одна территория. Транссиб выгоден и по временному фактору: сокращает время в пути на 8 дней. Каждый день перевозки требует замораживания финансовых ресурсов, на которые накладываются кредитные обязательства и иные издержки, связанные с замораживанием средств. 

Инвестиции в «Трасека» требуют возврата, поэтому тарифная политика там будет иная, путь длиннее, надо пересечь 12 государств, не всегда простых, к тому же есть паромная переправа через Каспий. Эти обстоятельства, макроэкономические составляющие и тарифная политика делают нашу услугу, безусловно, привлекательнее. 
На мой взгляд, Союзному государству, Таможенному союзу, по сути,  единому экономическому механизму, необходимы единые координирующие органы – национальный и наднациональный, – которые бы занимались решением этой проблемы, в первую очередь унификацией  национальных законодательств с международными нормами и правилами в сфере таможенного регулирования – в соответствии с Киотской конвенцией, к которой Россия присоединилась в 2010 году, а Беларусь – в 2011-м. Принципы и положения, установленные Конвенцией, должны упростить таможенные формальности, ускорить переход на использование электронных документов, автоматизацию таможенных процедур и создание электронных систем «единого окна». Нам не нужно строить глубоководные порты, у нас уже все есть. Необходимо в сознании чиновников, отвечающих за этот процесс, сформировать заинтересованность к реализации нашего транзитного потенциала. Транспортные логистические услуги – это 10-12 процентов всего мирового валового продукта, за это надо бороться. Груз не должен стоять до 5 суток на границе. Он должен пройти границу за 2 часа. 

ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

  1. МИД РФ: Ввод Западом контингента на Украину станет прямой конфронтацией с РФ
  2. Владимир Джабаров: ОДКБ остаётся востребованной структурой, хоть Запад это и не признаёт
  3. В Кремле отреагировали на информацию о планах Запада оккупировать Украину
  4. В Беларуси определили перечень алкоголя для свободного ввоза
  5. Внешняя разведка: Запад хочет поделить Украину между Румынией, Польшей, Германией и Британией
  6. Киргизия и Беларусь будут сотрудничать в сфере железнодорожного транспорта
  7. Дмитрий Песков ответил Байдену, осудившему ответные удары РФ
  8. Губернатор Кировской области доложил Владимиру Путину о росте экономики региона
  9. Вячеслав Володин провел совещание по подготовке к Парламентского Собрания
  10. Российские войска освободили Воровское и Раздольное в ДНР
  11. Сергей Лавров назвал гендиректора ЮНЕСКО соучастницей информвойны против РФ
  12. Леопард Порш из РФ прижился в Минске и съедает 6 кг мяса в день
  13. Ольга Германова предлагает разработать сборник патриотических песен для школьников
  14. С начала недели очередь грузовиков из Беларуси в Польшу выросла на 225 единиц
  15. Премьер Японии заявил о желании заключить мирный договор с Россией

Парламентское Собрание

Депутаты Парламентского Собрания обсудят вопросы волонтерской деятельности в Союзном государстве

В Минске пройдет заседание Комиссии Парламентского Собрания по труду, социальной политике и здравоохранению

Политика

Владимир Путин представил ракетное «меню» для Киева и его начальников: "Орешник" лишь начало

Лидерам стран-участниц Организации Договора о коллективной безопасности российский президент рассказал о продемонстрированном Россией супероружии.

МНЕНИЯ

Iолки-моталки или Страсти по букве «Ё»

Олег Зинченко

Есть повод вспомнить самую гонимую букву русского языка.

Запад собирается воевать до последнего украинца

Анатолий Заусайлов

США настаивают на снижении возрастного порога при мобилизации на Украине

Мясорубка для ВСУ - на полных оборотах!

Михаил Васильев

Потери Вооруженных сил Украины в конфликте с Россией могут достигать полумиллиона

ТЕЛЕГРАМ RUBY. ОПЕРАТИВНО

Читайте также