САЙТ ГАЗЕТЫ ПАРЛАМЕНТСКОГО СОБРАНИЯ СОЮЗА БЕЛАРУСИ И РОССИИ

Мы рискуем навсегда потерять транзитный потенциал

Михаил БРЯЧАК, член Комиссии ПС по законодательству и Регламенту, первый заместитель председателя Комитета ГД по транспорту, председатель Координационного совета ГД по оптимизации движения внешнеторговых грузопотоков, считает, что чрезмерно громоздкое администрирование и контроль внешних и внутренних грузопотоков делает нашу транспортную логистику неконкурентоспособной. Об этом он рассказал корреспонденту «СВ».

– Несмотря на то что взаимный грузооборот и товарооборот Беларуси и России с еврозоной более 50 процентов, чрезмерные администрирование и контроль, коррупция, несовершенство технологий оформления делают нас неконкурентоспособными в сфере транспортных перевозок и приводят к удорожанию конечной стоимости товара на 10-12 процентов. Если учесть, что до 70 процентов потребляемых нами товаров – импортные, то понятно, что эти факторы крайне отрицательно сказываются на социально-экономическом развитии наших стран. 

Если говорить о транзитном потенциале России и Беларуси, то годовой потенциал рынка услуг по обработке грузопотока между Азиатско-Тихоокеанским регионом и европейским экономическим пространством  составяет более 900 млрд долларов в год. Это колоссальная цифра, которая должна заинтересовать структуры власти, отвечающие за экономический блок, и  серьезнейшая составляющая, которая позволила бы нашим экономикам выйти на инновационный уровень развития и существенно пополнить национальные бюджеты. 
Транзитный потенциал дает возможность и геополитического влияния на третьи страны, осуществляющие торговые операции через Беларусь и Россию. Мы можем вести с ними диалог, поскольку решаем вопросы их экономического развития, быть им интересными и использовать эту заинтересованность в наших интересах и на территории еврозоны, и на территории Азиатско-Тихоокеанского региона. 

К сожалению, сегодня из-за внутренних факторов, затрудняющих движение товаропотоков, многие тяготеющие к продвижению через Беларусь и Россию товары уходят на окружной путь – через Индийский океан, несмотря на то что это занимает 40 дней. Из-за неорганизованности наши страны обрабатывают лишь 3-5 процентов от транзитного потенциала. Средняя скорость движения состава по нашей территории – 36 км в час, скорость груза – 11 км в час. Это говорит о  том, что он долгое время стоит на процедурах администрирования и контроля и не участвует в движении. 

На мой взгляд, громоздкая, неэффективная система администрирования сложилась из-за разобщенности действий разных органов власти. Каждый участник действует по собственному внутриведомственному нормативному законодательству. В результате, если при вхождении в любой европейский порт от судна требуется лишь 6 видов документов, то при заходе в российский порт – 44 вида документов, это минус 20 тысяч долларов на каждый судозаход. Естественно, мы проигрываем конкуренцию с другими альтернативными  маршрутами. 

Грузы должны быть обеспечены радиационной и антитеррористической безопасностью, не более. Мы не участники экономического процесса стран Азиатско-Тихоокеанского и европейского региона, мы – перевозчики, транзитная территория, получаем деньги за транзит, поэтому, например, мощность перевозимых ксероксов не должна нас интересовать. Но находятся должностные лица, которые хотят в этом покопаться и найти свой интерес, в большей части это коррупционная составляющая. Поэтому крупные игроки логистического рынка формируют новый «шелковый путь» – «Трасека» – от восточных портов Китая, по территории Китая на границе с Казахстаном, далее через Каспий, Турцию и в европейские страны. Пока сданы в эксплуатацию отдельные участки, например тоннель под Босфором, инвестиции Китая в развитие железнодорожной инфраструктуры Казахстана только в 2013 году составили 14 млрд долларов. Но через 2-3 года альтернативный нашему невостребованному Транссибу маршрут оставит нас на задворках истории. Мы потеряем транзитный потенциал навсегда. Потомки проклянут нас за утраченные возможности экономического развития. 

Если сравнивать Транссиб и «Трасека», то у Транссиба много преимуществ. Он уже создан, обязательств возврата средств у нас нет, к тому же Беларусь и Россия, Таможенный союз – одна территория. Транссиб выгоден и по временному фактору: сокращает время в пути на 8 дней. Каждый день перевозки требует замораживания финансовых ресурсов, на которые накладываются кредитные обязательства и иные издержки, связанные с замораживанием средств. 

Инвестиции в «Трасека» требуют возврата, поэтому тарифная политика там будет иная, путь длиннее, надо пересечь 12 государств, не всегда простых, к тому же есть паромная переправа через Каспий. Эти обстоятельства, макроэкономические составляющие и тарифная политика делают нашу услугу, безусловно, привлекательнее. 
На мой взгляд, Союзному государству, Таможенному союзу, по сути,  единому экономическому механизму, необходимы единые координирующие органы – национальный и наднациональный, – которые бы занимались решением этой проблемы, в первую очередь унификацией  национальных законодательств с международными нормами и правилами в сфере таможенного регулирования – в соответствии с Киотской конвенцией, к которой Россия присоединилась в 2010 году, а Беларусь – в 2011-м. Принципы и положения, установленные Конвенцией, должны упростить таможенные формальности, ускорить переход на использование электронных документов, автоматизацию таможенных процедур и создание электронных систем «единого окна». Нам не нужно строить глубоководные порты, у нас уже все есть. Необходимо в сознании чиновников, отвечающих за этот процесс, сформировать заинтересованность к реализации нашего транзитного потенциала. Транспортные логистические услуги – это 10-12 процентов всего мирового валового продукта, за это надо бороться. Груз не должен стоять до 5 суток на границе. Он должен пройти границу за 2 часа. 

ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

  1. Алексей Оверчук и Дмитрий Мезенцев обсудили выполнение Основных направлений реализации положений Договора о создании Союзного государства
  2. Сергей Митин: Динамика приобретения техники предприятиями АПК сохраняется за счет господдержки
  3. Прорабатывается визит Лукашенко в Турцию
  4. Журналиста Олега Кашина* объявили в розыск
  5. Вячеслав Володин выразил соболезнования в связи с уходом из жизни генсека ЦК Компартии Вьетнама Нгуен Фу Чонга
  6. Умер генсек ЦК Компартии Вьетнама Нгуен Фу Чонг
  7. В Минской области стартовал трехдневный учебный сбор курсантов МЧС
  8. Путин обсудил с СБ обеспечение безопасности во время крупных мероприятий
  9. Зеленский допустил, что Украина не сможет вернуть силой утраченные территории
  10. Гершковича приговорили к 16 годам колонии
  11. Пленный сообщил, что солдаты ВСУ настроены ближе к РФ, но боятся преследования
  12. В СК предлагают сразу ставить на воинский учет при получении российского гражданства
  13. Открытие Олимпиады в Париже находится под угрозой срыва из-за забастовки
  14. Лукашенко обозначил задачи по сбору урожая в Беларуси
  15. Лукашенко: Ликвидаторы последствий урагана в Беларуси достойны госнаград

МНЕНИЯ

Во Львове убита главная укронацистка

Михаил Васильев

Фарион поплатилась за свою зоологическую ненависть ко всему русскому

Летите, соколы, летите

Павел Родионов

Новость, похожая на анекдот, пришла днях из зоны СВО.

О контроле за миграцией

Вячеслав Володин

Совершенствование миграционного законодательства имеет приоритетное значение для Государственной Думы.

ТЕЛЕГРАМ RUBY. ОПЕРАТИВНО

Читайте также