– Пример Украины показывает, что, перед тем как бросаться в омут с головой, все нужно хорошо просчитывать. Намереваясь подписать соглашение об ассоциации с ЕС, которое предполагает и соглашение о зоне свободной торговли, Украина, видимо, не до конца прагматично подошла к этому вопросу. В большей степени клюнула на картинку красивой европейской жизни, не соотнеся свои устремления с реальностью и перспективами дальнейшего развития экономики страны.
Руководитель одной иностранной делегации как-то сказал мне, что ЕС чем-то напоминает ему павлина. Похоже, наши соседи в процессе подготовки подписания соглашения с ЕС увидели в первую очередь яркий павлиний хвост. А когда вопрос перешел в практическую плоскость, обнаружилось, что в случае подписания соглашения с ЕС экономика Украины, как минимум, может стать на колени, если вообще не обрушится. Украинские товары будут неконкурентными, уровень жизни граждан, и так невысокий, упадет еще ниже.
Причем руководство Евросоюза прямо заявило о том, что не собирается компенсировать потери украинской экономики. Соответственно экономические связи, в некоторой степени и преференциальные, которые были с Россией, тоже рушатся, и Украина прогнозируемо остается один на один со своими проблемами. Более того, Украина становится зависимой от ЕС без перспектив на равноправное партнерство.
Если говорить о Беларуси в связи с этими событиями, то наша страна
реализует свою внешнюю политику, выверяя каждый шаг. Как заметил
министр иностранных дел Беларуси Владимир Макей, никто не застрахован от ЕС. Другое дело, в какой форме будет происходить это сотрудничество. Беларусь однозначно взяла курс на евразийскую интеграцию. И именно в составе этого интеграционного объединения она может обрести силу, чтобы вместе с партнерами рассматривать в том числе и вопрос интеграции с ЕС. А это как раз то, о чем говорил белорусский президент, – интеграция интеграций. О верности такого курса свидетельствует и намерение Армении присоединиться к Таможенному союзу. И Вьетнам также заявляет о желании заключить с ТС соглашение о зоне свободной торговли. О том же задумывается Индия.
А Евросоюзу сейчас бы справиться со своими проблемами, с жесточайшим кризисом в Испании, Ирландии, Португалии, Греции. Помощь странам, которые только стремятся в ЕС, явно вне пределов европейских возможностей. На грани полного фиаско пребывает и проект «Восточное партнерство». Подписывая соглашение об участии
в нем, Беларусь возлагала на эту программу определенные надежды.
Особенно в плане экономическом, так как проектом предусмотрена реализация двусторонних и многосторонних совместных программ. Но и
здесь проявилась политика двойных стандартов, избирательный подход
к разным странам. Усилиями европейских оппонентов Беларусь полностью исключена из двусторонних программ. В такой же ситуации оказались фактически все участники проекта, кроме Молдовы и Грузии.
В нынешнем мире в одиночку выжить сложно, поэтому, как сказал один из наших лидеров, мы обречены на интеграцию. Однако нам пора переходить от согласованных действий к выработке единой политики во всех сферах – экономической, информационной, военной, внешнеполитической и т.д.
Это только приумножит наши возможности. При этом стоит обратить внимание на реализацию совместных решений. На местах рамочные соглашения и декларации реализуются не с той степенью глубины, которой бы хотелось. Некоторые практические вопросы решаются годами. В частности, вопрос союзной собственности, которая должна приносить определенные дивиденды, работая на союзный бюджет.