В нем приняли участие не только депутаты Парламентского Собрания Союза Беларуси и России, но и представители Постоянного Комитета Союзного государства, профильных министерств и ведомств Беларуси и России, ведущие эксперты двух стран в области безопасности и международных отношений.
Открыл семинар председатель Комиссии Парламентского Собрания по безопасности, обороне и борьбе с преступностью, заместитель председателя Постоянной комиссии Палаты представителей Беларуси по национальной безопасности, ветеран боевых действий в Афганистане Валерий Гайдукевич. «Мир постоянно меняется, и мы должны меняться, – подчеркнул он. – Возникают новые вызовы и угрозы, которые нужно прогнозировать и на которые нужно оперативно и адекватно реагировать. Проблема в том, что есть одно государство, которое считает себя самым правильным, самым основным и пытается диктовать политическую и экономическую ситуацию в мире. Думаю, что мир не должен быть однополярным. В ближайшее время это будет, наверное, как-то по-другому, в зависимости от того, как решат главы наших государств».
Так как безопасность пронизывает буквально все сферы жизни государства и общества, спектр обсуждаемых проблем был достаточно широк: вызовы и угрозы национальным интересам и безопасности Беларуси и России в новой внешнеполитической ситуации, противодействие трансграничным угрозам, перспективные союзные программы в области безопасности, обороны и правоохранительной деятельности и т.д.
Так, заведующий кафедрой международных отношений Академии управления при Президенте Беларуси, доктор политических наук Сергей Кизима отметил, что Беларуси и России для более эффективного противостояния внешним угрозам нужна единая стратегия информационной безопасности.
Одной из таких внешних угроз может стать изменение обстановки в Афганистане, из которого вскоре уйдут американские войска. В частности, предполагается усиление наркотрафика в страны СНГ, в первую очередь – в Россию. Может усложниться и проблема незаконной миграции. Эксперты просчитали, что ситуация в этой стране, граничащей с бывшими советскими среднеазиатскими республиками, может развиваться по четырем сценариям. По какому точно из них – неизвестно, поэтому надеяться нужно на лучшее, а готовиться к худшему.
Немало прозвучало предложений, как улучшить ситуацию в конкретных сферах союзного сотрудничества. К примеру, по мнению доктора экономических наук, ведущего научного сотрудника Центра эволюционной теории и экономического развития Института экономики РАН Олега Сухарева, единая промышленная политика должна базироваться на работе государственных корпораций, при этом российские и белорусские предприятия должны перейти от конкуренции к сотрудничеству.
Российским руководством в качестве одной из стратегических целей на ближайшую перспективу определена реиндустриализация страны. По мнению ученого, в Беларуси сохранены и развиваются многие технологии, которые могут и должны помочь в решении этой задачи. И тому есть хорошие примеры. На уровне регионального сотрудничества при участии знаменитого «Гомсельмаша» восстановлено производство на Брянском заводе сельскохозяйственных машин.
Аналогичные подходы нужно реализовывать и в аграрной сфере. Однако, по словам заведующего отделом аграрной политики и прогнозирования развития сельского хозяйства Всероссийского НИИ экономики сельского хозяйства РАСН Вячеслава Чекалина, действующее законодательство не позволяет Союзному государству проводить единую политику в аграрном секторе. И тем более это сложно сделать в рамках «тройки». Однако не делая этого, и Россия, и Беларусь, и Казахстан многое теряют. Например, часть российского рынка продовольствия – наиболее емкого из стран ТС, которую вполне могли бы занять казахстанские или белорусские аграрии, отдана на откуп иностранным производителям. Говоря проще, это реальные инвестиции в АПК других стран.
Немало резервов есть у Союзного государства и в научно-интеллектуальной сфере, где многие наработки используются слабо.
И одним из общих выводов, вытекающим из дискуссии, стала мысль, что России и Беларуси в рамках Союзного государства уже пора от координации действий в различных областях переходить к выработке и реализации единой политики. Не только в информационной сфере, но и в экспортной, информационной, промышленной, аграрной и других, что позволит резко повысить эффективность работы союзных структур, противостоять любым внешним угрозам и обеспечить благополучие граждан.
По итогам заседания семинара принят итоговый документ с рекомендациями соответствующим ведомствам двух стран.