Участники обсудили вопросы, касающиеся укрепления безопасности Беларуси и России, взаимодействия национальных систем безопасности в интеграционных объединениях, активизации сотрудничества по противодействию трансграничным вызовам и угрозам на современном этапе.
Председатель Комиссии ПС по безопасности, обороне и борьбе с преступностью Валерий Гайдукевич обозначил современные глобальные угрозы. Это разрушение сложившейся после Второй мировой войны системы международных отношений, выстраивание однополярного мира во главе с США, экспансия транснациональных корпораций, бескомпромиссная борьба за природные ресурсы, стремление подорвать энергетическую безопасность конкурентов на мировой арене и разрастание международной финансовой нестабильности в продовольственный кризис.
Безопасности Союзного государства, по мнению белорусского депутата, угрожают противодействие интеграционным процессам между нашими странами в рамках Союзного государства, стремление затормозить наступательное развитие Беларуси и России и нанести ущерб национальным интересам и безопасности, навязывание нашим народам чуждого образа жизни и мнимых ценностей. Валерий Гайдукевич считает, что на безопасность народов и стран также влияют и трансграничные угрозы: международный терроризм, транснациональная организованная преступность, незаконный оборот наркотиков, незаконная миграция. А если к внешним присоединить внутренние – коррупцию, энергетические, экологические, демографические и иные угрозы, «получим комплекс разномасштабных, разнохарактерных и разнонаправленных вызовов для Союзного государства, противостоять которым Россия и Беларусь могут только совместными усилиями». За прошедшее время оба государства, подытожил он, сделали многое в сфере обеспечения безопасности, но современные условия требуют новых реакций, что возможно только при совмещении активности как на государственном уровне, так и в рамках Союзного государства в целом. «Мы должны вывести взаимодействие по обеспечению безопасности Беларуси и России в рамках Союзного государства на качественно новый уровень», – уверен председатель комиссии.
По мнению члена Комиссии ПС по безопасности, обороне и борьбе с преступностью Валерия Шнякина, существующая нормативно-правовая база Союзного государства в сфере обороны и безопасности не отвечает требованиям и вызовам сегодняшнего дня, не обеспечивает эффективную защиту его интересов и необходимый уровень безопасности, поэтому нуждается в совершенствовании. Союзным парламентариям необходимо разработать новую Концепцию безопасности СГ, поскольку концепция, принятая в апреле 1999 года, уже выполнила свое предназначение. «За прошедшие 14 лет изменились вызовы и угрозы, изменились и были усовершенствованы национальные и союзная системы безопасности», – пояснил В. Шнякин.
О необходимости обеспечения экономической безопасности рассказал член Комиссии ПС по экономической политике Владислав Щепов, обозначив круг существующих в данном направлении проблем. Интеграция в экономической сфере, убежден белорусский депутат, – это важнейший фактор развития республики, поскольку Беларусь – страна с открытой экономикой: после развала СССР, в составе которого она была сборочным цехом, должна была вступить в различные экономические образования, чтобы сохранить экономический потенциал.
Союзное государство – это интеграционная модель, которая позволила прекратить распад экономики Беларуси и России. Экономическую безопасность в его рамках мы рассматриваем через призму развития межгосударственных экономических и политических интеграционных объединений. Тем более что торговые партнеры Беларуси – Казахстан и Россия, которая вступила в ВТО, а Казахстан готовится туда вступить. И Беларусь не может оставаться в стороне от этих процессов.
Развитие Таможенного союза, сказал В. Щепов, показывает, что вопросы экономической безопасности Союзного государства выходят на первый план. Есть негативные тенденции, которые необходимо преодолевать: это падение и взаимного товарооборота, и экспорта стран Таможенного союза в иные страны, причем экспорт в первую очередь снижается в Республике Беларусь, и данную тенденцию следует предотвратить. В рамках ТС есть большое количество изъятий и международных договоров. Конечно, уверен белорусский депутат, к 1 января 2015 года, к созданию Евразийского экономического союза, эти изъятия должны быть минимизированы, чтобы мы работали в Едином экономическом пространстве.
Говоря о роли Союзного государства и его экономической политики в развитии Беларуси и России, Владислав Щепов заявил, что Союзное государство и его нормативно-правовые документы стали моделью для развития новых экономических и политических союзов, прежде всего Евразийского экономического союза. Он считает, что роль в этом парламентариев Союзного государства, Комиссии ПС по экономической политике и соответствующих комитетов национальных законодательных органов невозможно переоценить. Но синергический эффект от экономических союзов можно поддержать и увеличить только при условии ведения согласованной макроэкономической политики, обеспечения конкурентоспособности и поддержки наших крупнейших товаропроизводителей. Если же мы встанем на тропу конкурентной борьбы, то не сможем использовать эффект, который можем получить от создания единой производственной цепочки. В рамках международного разделения труда только вместе можно бороться с транснациональными корпорациями, масштаб которых неоспорим.
Белорусский депутат назвал проблемы, требующие незамедлительного решения. Прежде всего это проблемы формирования союзного бюджета и союзных программ и контроль их выполнения, учет и регистрация союзной собственности, отсутствие которых во многом тормозит развитие экономических отношений в рамках Союзного государства. Новые источники доходов и расходов необходимо закреплять правами собственности. Решив эти проблемы, убежден В. Щепов, можно создать стимул для расширения союзного бюджета и экономического сотрудничества.