Однако интересуется проблемами образования, поскольку связана со школой и детьми. Получив диплом учителя истории, она долго и успешно преподавала в сельской школе. Сегодня Ирина Петкун – директор одного из лучших учреждений образования Беларуси – районного лицея в городе Речица на Гомельщине.
– Побывав за границей и пообщавшись с коллегами, понимаешь, что образование в Беларуси находится на достойном уровне. Об этом свидетельствует и то, что белорусские студенты и школьники постоянно привозят медали и дипломы с авторитетных международных предметных олимпиад и научных конференций.
Свою лепту в эти достижения вносят учителя и учащиеся нашего лицея. Мы целенаправленно строим подготовку таким образом, чтобы лицеисты могли работать с литературой, умели анализировать и обобщать информацию, готовить и защищать публично свои научные работы.
В лицее создано научное общество лицеистов «Фотон», в котором занимается более половины наших учащихся. Они постоянные победители и призеры районных, областных и республиканских научно-практических конференций и интеллектуальных конкурсов. Лучшие научные и творческие работы лицеистов печатаются в предметных журналах и в белорусском научно-популярном литературно-художественном журнале для семейного чтения «Планета – Семья». Выпускается в лицее и своя ежемесячная газета «Речицкий лицей».
Каждый год мы участвуем в международной научно-практической конференции «Первые шаги в науку», которая проходит в Брянске, и всегда речицкие лицеисты возвращаются домой с медалями и дипломами самого высокого достоинства.
Наш лицей тесно сотрудничает с московской школой №1368, брянским лицеем №27, с коллегами из Украины, Италии и Польши, а также со многими белорусскими лицеями и гимназиями. Проводим различного рода конференции в формате телемостов, где особой популярностью у наших российских друзей пользуются литературные встречи. Общаемся с коллегами, делимся наработками, активно используем на уроках методические материалы российских педагогов.
В Беларуси выстроена эффективная система школьного образования, обеспечивающая высокое качество подготовки к вузу. Понятно, что качество образования зависит от профессионализма педагогов, а это во многом определяется престижем профессии. И материальная сторона здесь играет не последнюю роль. Это понимают и на самом высоком уровне: об этом неоднократно говорил президент страны, и белорусское правительство постоянно предпринимает шаги по увеличению заработной платы учителей. Однако, на мой взгляд, этих мер недостаточно, чтобы остановить тенденцию к падению престижа профессии педагога, которая явно обозначилась в последние несколько десятилетий. Чтобы ее преодолеть, нужно действовать радикально. Знаю, что в той или иной мере аналогичная проблема существует и в России, и решается она примерно так же, как в Беларуси.
Хорошо, что при поступлении в учреждения высшего образования Беларуси ввели барьер – минимальный проходной балл результатов централизованного тестирования. Думаю, что целесообразно было бы и для педагогических профессий ввести собеседование, целью которого была бы первичная оценка профессиональной пригодности абитуриента, сделавшего выбор стать в будущем педагогом: в педагогические вузы должен быть отбор на уровне личных качеств человека, поскольку я убеждена, что учитель и врач – это во многом действительно призвание. Зачем школе молодые специалисты, которые поступили на педагогический факультет, изначально не собираясь работать в учреждениях общего среднего, специального среднего или высшего образования.
Говоря об образовании, нельзя забывать воспитательный аспект, поэтому не только одной учебой живут наши лицеисты. В лицее действует патриотический клуб, наши дети – активные участники волонтерского движения. Мы шефствуем над социальным приютом, сотрудничаем с общественной организацией «Красный крест», помогаем пожилым людям, детям-инвалидам. И наше сотрудничество с российскими школами в этом аспекте тоже очень важно, потому что самое главное в нем то, что после наших мероприятий дети начинают дружить и общаться.