Комитет государственного контроля Беларуси и Счетная палата Российской Федерации подготовили совместное заключение об исполнении бюджета за 2012 год. И представленные результаты заставляют задуматься: распорядители бюджетных средств не освоили более тринадцати процентов выделенных денег. Более того, союзный бюджет в 2012 году исполнен хуже, чем в 2011 году. Вывод председателя КГК Беларуси Александра Якобсона категоричен: такая ситуация нетерпима.
Всего в 2012 году из союзного бюджета финансировались 15 союзных программ и 29 мероприятий. Доходы бюджета составили 4,962 млрд российских рублей. А вот кассовые расходы сложились в размере 4,293 млрд рублей. Проще говоря, в 2012 году невостребованными оказались почти 650 млн рублей. А всего неиспользованные остатки средств союзного бюджета на начало этого года составляли 1,163 млрд российских рублей, которые могли бы стать весомым дополнительным источником финансирования союзных программ. Такое равнодушие к имеющимся ресурсам особенно удивляет в условиях существующего дефицита финансовых средств.
Из 15 разделов бюджетной классификации расходы исполнены в полном объеме только по разделу «Транспорт, связь и информатика». По остальным исполнение составило от 83,6% (по разделам «Международная деятельность», «Здравоохранение и физическая культура») до 99,8% (по разделу «Сельское хозяйство и рыболовство»). Очень низкий процент кассового исполнения бюджета сложился по ФСБ России (12,7%), Госпогранкомитету Беларуси (20,5%), концерну «Белнефтехим» (25,8%). Это худшие показатели, подчеркнул Александр Якобсон.
Одну из причин контрольные органы России и Беларуси видят в том, что с 2008 года формирование бюджета Союзного государства происходит в отсутствие утвержденных прогнозов социально-экономического развития Союзного государства на среднесрочную перспективу и приоритетных направлений его развития. Плюс, как считает начальник главного управления контроля бюджетно-финансовой сферы Комитета госконтроля Александр Курлыпо, это несовершенство законодательства Союзного государства, недоработки со стороны распорядителей (министерств и ведомств) бюджетных средств, а также затягивание процедур согласования и рассмотрения проектов совместных программ. Проверка показала, что утверждение программ в четвертом квартале и открытие государственным заказчикам финансирования в конце финансового года вызывает риск неэффективного расходования средств бюджета, увеличения целевых остатков средств на счетах бюджетополучателей и невыполнения предусмотренных программами целевых показателей и индикаторов. Очевидно, что при внесении изменений в нормативно-правовую базу необходимо жестко ограничить сроки согласования и рассмотрения совместных программ. Кроме того, до сих пор не выполнены все решения и поручения о разработке порядка учета, управления и распоряжения имуществом и создании органа управления союзной собственностью.
Глава КГК Беларуси обратил также внимание на слабую информированность министерств и ведомств о том, каким образом можно инициировать создание совместных программ и получить финансирование на их реализацию из средств союзного бюджета. «Многие министерства и ведомства просто не знают, как это можно сделать», – отметил Александр Якобсон. Резонно возникает вопрос: почему бы не поднять эту тему на очередном заседании Совета Министров Союзного государства?
Заключение об исполнении бюджета Союзного государства за 2012 год коллегия Комитета госконтроля решила направить в Парламентское Собрание Союза Беларуси и России. Совместно со Счетной палатой РФ соответствующие информационные письма будут направлены председателю Высшего госсовета Союзного государства, Президенту Беларуси Александру Лукашенко и Председателю Совета Министров Союзного государства Дмитрию Медведеву. «Изложены все мотивы и параметры того, кто как работал, все неприятные моменты будут доведены до сведения», – резюмировал Александр Якобсон.