Окончил две военные академии – имени Фрунзе и Генерального штаба, прошел все служебные ступеньки, дослужился до генеральских погон. В белорусский парламент пришел с должности начальника Главной военной инспекции Вооруженных сил Республики Беларусь.
Сегодня Александр Вениаминович возглавляет Постоянную комиссию по национальной безопасности Палаты представителей и вместе с коллегами представляет Беларусь в Парламентской ассамблее Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ), в которой руководит работой Постоянной комиссии по социально-экономическим и правовым вопросам. В беседе с корреспондентом «СВ» он рассказал, какие проблемы, связанные с безопасностью и военным строительством, волнуют парламентариев, какие пути их решения обсуждаются на уровне интеграционных объединений стран СНГ и как они будут решаться на законодательном уровне.
В начале октября в Бишкеке проходило заседание Совета ПА ОДКБ, одной из главных тем которого стало обсуждение ситуации на таджикско-афганской границе, которая может существенно осложниться в связи с выводом в 2014 году американской группировки войск из Афганистана. Проблема также связана и с возможной активизацией наркотрафика, и с попытками дестабилизации обстановки в этом непростом регионе так называемыми незаконными вооруженными формированиями. Это относится не только к Афганистану, но к сопредельным с ним странам – членам ОДКБ: Таджикистану и Кыргызстану. К слову, Афганистан в ОДКБ имеет статус страны-наблюдателя, и его руководство также высказывает озабоченность в связи со складывающейся ситуацией. Об этом говорил, выступая перед нами в Бишкеке, заместитель председателя афганского парламента.
В рамках ОДКБ эта проблема дискутируется не впервые: обстановка в среднеазиатском регионе постоянно отслеживается. С сообщениями по данной теме на заседаниях Совета ОДКБ неоднократно выступал генеральный секретарь ОДКБ Николай Бордюжа. В июле в Минске проходило координационное совещание председателей комиссий по национальной безопасности стран – членов ОДКБ, где с докладом выступал заместитель генсека организации Геннадий Невыглас. Под его руководством на участке таджикско-афганской границы работала специальная комиссия. Ситуация, к сожалению, осложняется еще и тем, что своими силами Таджикистан не сможет обеспечить стабильность в регионе, что лишний раз говорит о плюсах интеграции и сотрудничества как в рамках ОДКБ, так и в формате других интеграционных объединений, ведь мир и стабильность нужны всем, без них теряют смысл какие-либо планы развития.
Недавно прошли российско-белорусские учения «Запад-2013», которые получили высокую оценку со стороны президентов двух стран. По решению глав государств Беларуси и России подобные учения проводятся раз в два года. Отрабатываются варианты действия войск по единому замыслу, и главная задача таких крупномасштабных мероприятий – поддержание боеспособности войск, отработка возможных сценариев действий, совершенствование управления группировкой войск. Задачи, которые ставятся на учениях, имеют сугубо оборонительный характер и продиктованы теми выводами, которые следуют из анализа военных конфликтов, случающихся в других странах. Ведь важно понимать, что у нас нет никаких агрессивных замыслов, а армия сегодня нужна прежде всего, чтобы не допустить каких-либо вооруженных конфликтов, обеспечить безопасность страны и ее граждан.
Одновременно с учениями «Запад-2013» на территории Беларуси проходили учения «Взаимодействие-2013» с участием Коллективных сил оперативного реагирования (КСОР) ОДКБ. В них помимо Беларуси и России также принимали участие Армения, Казахстан, Кыргызстан и Таджикистан. В ходе этих учений военные решали задачи по прикрытию государственной границы и проведению специальной операции против разведывательно-диверсионных групп незаконных вооруженных формирований. Действия КСОР в ходе учений также получили высокую оценку главного командования. Такие учения проводятся на регулярной основе, очередные – осенью 2014 года – пройдут в Казахстане.
Но не только вопросы военного сотрудничества находятся в центре внимания парламентариев, безопасность – понятие широкое и пронизывает все общественные сферы. Говоря о гармонизации законодательства в рамках Союзного государства, «тройки» или других интеграционных объединений, нельзя обойти вниманием и миграционные вопросы, которые при определенных условиях способны порождать разного рода «болевые» точки. Все это оперативно находит отражение в нашем законодательстве, причем парламентарии стараются упреждать ситуацию. Это возможно потому, что мы обладаем многолетним богатым опытом союзного строительства, который способен подсказать ответы на многие насущные вопросы.