Одной из центральных тем обсуждения стало развитие экономик РФ и РБ в контексте евразийской интеграции.
Директор Института экономики РАН Руслан Гринберг отметил, что сейчас мир переживает не только финансовый кризис, но и мировоззренческую смуту. В этих непростых условиях идет «собирание» стран в различные региональные блоки – «вместе легче выжить». Эксперт убежден, что интеграционные процессы на пространстве бывшего СССР имеют большие перспективы.
– Россия и Беларусь – самые продвинутые в этом деле страны СНГ, – сказал Руслан Гринберг. – Да, сейчас мы в СМИ обсуждаем злополучный калийный скандал, но если не концентрировать свое внимание на этом и посмотреть внимательно по сторонам, то мы увидим, что между нашими государствами продолжает расти товарооборот, развиваются кооперационные связи.
В Евросоюзе все страны территориально примерно сопоставимы друг с другом. На пространстве СНГ Россия, конечно, заметно выделяется своими размерами, и здесь у республик бывшего СССР возникает вопрос: можно ли быть партнером РФ на равных? По словам Руслана Гринберга, все дело в формате отношений. За удивительно короткий срок был найден компромисс – Евразийская экономическая комиссия (ЕЭК). В этом органе Беларусь, Россия и Казахстан имеют равное представительство и все вопросы решаются только абсолютным большинством голосов, что называется, методом консенсуса.
Директор Департамента развития интеграции Евразийской экономической комиссии Виктор Спасский предположил, что если б не было мирового финансового кризиса в 2008 году, то интеграционные процессы до сих пор шли вяло.
– Конечно, наработки Союзного государства используются ЕЭК, – подчеркнул Виктор Спасский. – Сейчас мы изучаем уникальный опыт союзных программ Беларуси и России. Это действенный механизм налаживания связей между предприятиями, в том числе высокотехнологичными.
Эксперт отметил, что, несмотря на кризисные явления в экономике, внутренний товарооборот Таможенного союза продолжает расти. Показательный пример – за короткий срок оборот сельхозпродукции между Беларусью и Казахстаном вырос в 10 раз. Теперь предприниматели не боятся везти на дальние расстояния продукты, они знают, что на таможне их не будут держать сутками.
– Много ли осталось бюрократических барьеров в ТС? Несколько сотен! Но с 1 января 2015 года, когда будет запущен Евразийский союз, они все будут устранены. Вы представляете, насколько будут более конкурентоспособными экономики стран этого союза по сравнению с теми, кто останется вне этого объединения? – задал риторический вопрос Виктор Спасский.
Он также отметил особую роль Беларуси в торговле с Европой. Благодаря СГ и ТС все больше бизнесменов стараются везти товары в Евросоюз или обратно именно через эту республику. Специалисты уже всерьез обсуждают создание железнодорожного коридора Восток – Запад, который позволит доставлять грузы из Китая в Европу всего за 7 дней. Это намного быстрее, чем морским путем.
Хоть Беларусь еще не стала членом ВТО, однако уже максимально готова к этому. Дело в том, что нормы Таможенного союза изначально подгонялись под стандарты ВТО. Кроме того, в составе ТС проще отстаивать свои интересы в этой всемирной организации – с таким большим рынком уже нельзя не считаться.
– Есть такой западный термин – «экономия на масштабах», – сказал Руслан Гринберг. – Зачем нам большой общий рынок? Когда внешний мир лихорадит кризис, то спрос там падает. Восполнить этот провал можно только за счет роста внутреннего потребления. Если бы к нам присоединилась Украина, то «экономия на масштабах» была бы максимальной. Однако украинцы стремятся в Евросоюз. Мне непонятно это стремление: для перехода на европейские техрегламенты нужна модернизация всей украинской промышленности стоимостью более 150 млрд долларов. Откуда возьмутся эти деньги?
Эксперты перечислили страны ближнего и дальнего зарубежья, кто всерьез задумывается о членстве в Таможенном союзе. «Сейчас первые в очереди Кыргызстан и Армения. Многие государства региона интересуются нашим объединением, а значит, видят перспективу. Отрадно, что у истоков процесса стояли именно Беларусь и Россия», – подытожил Руслан Гринберг.