САЙТ ГАЗЕТЫ ПАРЛАМЕНТСКОГО СОБРАНИЯ СОЮЗА БЕЛАРУСИ И РОССИИ

Союзное государство

Расходы госкорпораций - под контроль

Когда мы говорим об эффективности расходов, то самый первый вопрос – о критерии этой эффективности, считает член Комитета ГД по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству Сергей МИРОНОВ. Об этом он сказал на заседании Государственного Совета о мерах по повышению эффективности бюджетных расходов.

Когда мы говорим об эффективности расходов, то самый первый вопрос – о критерии этой эффективности, считает член Комитета ГД по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству Сергей МИРОНОВ. Об этом он сказал на заседании Государственного Совета о мерах по повышению эффективности бюджетных расходов.

Сегодня критерий понимается как соотношение расходов и полученных результатов. Но что считать результатом? Вероятно, эффективность государственных расходов надо определять конечным социально-экономическим результатом, который они дают для жизни людей и всей страны.

Бюджетные расходы должны работать на все общество, а не на удовлетворение запросов и пожеланий министерств и ведомств. Сегодня государственные программы и бюджетные расходы формируются в основном по предложениям самих заинтересованных ведомств по принципу «от достигнутого». Если сохранять такой подход, то можно забыть про задачу, как сделать бюджетные расходы эффективными. Надо ставить задачу, чтобы вся бюджетная политика была нацелена на решение конкретных ключевых проблем развития нашей страны, на создание выгодных условий для производства и инноваций, на повышение уровня и качества жизни людей. В этой связи хотел бы высказать три позиции.

Первая. При переходе на программный бюджет необходимо обеспечить координацию и взаимоувязку госпрограмм, добиться, чтобы они были нацелены на конечный результат. Сегодня, как говорится, у семи нянек дитя без глазу. Минэкономразвития, Минфин, аппарат правительства и сами профильные ведомства – каждый вносит свой вклад и свое понимание, в итоге получается то, что получается.

Чтобы впредь такое не повторялось, нужен один центр. Надо определить, какой орган должен координировать работу и следить за соответствием госпрограмм стратегическим целям государства. Именно этот орган должен быть головным и, подчеркну, ответственным за то, чтобы программный бюджет представлял собой стройную систему, а достигаемые критерии эффективности были согласованы между собой и работали на общий конечный результат. Сегодня, к сожалению, этого нет.

Второе. Большие резервы повышения эффективности расходов сохраняются в сфере государственных закупок, несмотря на принятие нового закона, который, безусловно, значительно улучшил качество правового обеспечения этой деятельности. И всетаки здесь обращаются гигантские суммы, которые служат постоянным соблазном для нечистых на руку людей и вдохновляют их воображение на изобретение все новых и новых схем воровства.

 А что это значит? А значит это то, что закон, конечно же, принят хороший и нужный, но это в целом и в окончательном виде не значит, что на нем можно остановиться и успокоиться. Здесь идет постоянная борьба брони и стали, брони и снаряда. Значит, нужно вести постоянный мониторинг, своевременно выявлять новые приемы жульничества и перекрывать эти лазейки. Счетная палата должна  обратить внимание на эту сторону контроля госзакупок и регулярно информировать парламент о выявленных новых схемах злоупотреблений, чтобы мы оперативно корректировали правовую базу.

Третье. Отдельная, очень важная тема – эффективность расходов госкорпораций и компаний с высокой долей государственного участия. Это мощный сектор экономики, действующий в самых разных отраслях: от перекачки нефти, как «Транснефть», до самых передовых технологий, как «Роснано». На разных этапах и в разных формах им были переданы огромные объемы государственной собственности, в том числе бюджетных средств. Фактически они растворяются в активах компаний и оказываются за пределами бюджетной системы. Эти компании также постоянно привлекаются к решению разных государственных задач большого масштаба и стратегической важности.

В то же время контроль эффективности их работы, эффективности использования средств затруднен по сравнению с другими распорядителями бюджетных средств в силу статуса этих компаний и госкорпораций. Проверки проводятся в разовом порядке, а на наш взгляд, контроль в этой сфере необходимо сделать систематическим и комплексным. И в первую очередь он должен всесторонне раскрывать вопросы эффективности работы по сравнению с лучшей мировой практикой в соответствующих отраслях, какая отдача от переданного им государственного имущества, как они ведут свои закупки и так далее. А надо сказать, что объем закупок крупных госкомпаний вполне сравним с расходами некоторых министерств. По сути дела, госкомпании тратят переданные им государственные средства. От эффективности их работы прямо зависит не только решение порученных государством задач, но и поступление доходов бюджета от налогов и дивидендов на государственный пакет акций.

 На наш взгляд, здесь имеются огромные резервы для повышения эффективности расходования бюджетных средств и использования государственного имущества, да и для повышения эффективности всей экономики России в целом. Этот громадный сектор давно пора взять под надежный государственный контроль. Готовы активно участвовать в разработке необходимой правовой базы.

ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

  1. Александр Лукашенко утвердил прогнозные параметры развития страны на 2025 год
  2. СМИ: Израиль обсуждает возможный разговор Нетаньяху с Путиным
  3. Кравцов о борьбе с буллингом: Будем усиливать психологическую службу в детских лагерях
  4. Путин назвал энергетику одной из ключевых стратегических сфер развития
  5. Приоритетом председательства Беларуси в ЕАЭС станет активная цифровизация
  6. В Wildberries опровергли сообщение о продаже БПЛА в Беларуси
  7. Вячеслав Володин: Необходимо проработать вопрос газификации школ
  8. Володин призвал профильные министерства и ведомства контролировать состояние детских лагерей
  9. Вячеслав Володин: За организацию незаконной миграции будут конфисковывать имущество
  10. Володин призвал Роспотребнадзор контролировать тех, кто работает в пищеблоках в детских лагерях
  11. Госдума во втором чтении приняла законопроект по борьбе с фиктивными браками мигрантов
  12. Леонид Слуцкий: Рютте уже провозгласил сохранение приоритетов по поддержке Украины
  13. Владимир Джабаров: Договор о стратегическом сотрудничестве с Ираном может быть подписан на саммите БРИКС в Казани
  14. Рютте: Каждая страна НАТО решит, разрешать ли Киеву удары вглубь России
  15. Рафаэль Гросси: В Беларуси на самом высоком уровне выражается серьезная приверженность к обеспечению ядерной безопасности

Парламентское Собрание

Виктор Николайкин: «Сильными мы будем тогда, когда у нас будет сильная экономика»

В Москве на заводе «Москвич» прошло совместное заседание Комиссий Парламентского Собрания по бюджету, налогам, финансовому рынку и по экономической политики

Политика

Александр Лукашенко - об ответе на агрессию НАТО: Россия весь арсенал применит

Беларусь тоже наготове. А Запад боится - при всей его воинственности, к Третьей мировой войне не готов

МНЕНИЯ

Мучение Дарвина

Олег Зинченко

И даже спустя 165 лет после обнародования, дарвинизм становится предметом споров

Шура, это конец?

Анатолий Заусайлов

Визит Зеленского в США иначе как провалом не назовешь

Похоронная звезда Зеленского

Михаил Васильев

Просроченный президент запатентовал торговую марку на массу услуг

ТЕЛЕГРАМ RUBY. ОПЕРАТИВНО

Читайте также