САЙТ ГАЗЕТЫ ПАРЛАМЕНТСКОГО СОБРАНИЯ СОЮЗА БЕЛАРУСИ И РОССИИ

Союзное государство

Расходы госкорпораций - под контроль

Когда мы говорим об эффективности расходов, то самый первый вопрос – о критерии этой эффективности, считает член Комитета ГД по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству Сергей МИРОНОВ. Об этом он сказал на заседании Государственного Совета о мерах по повышению эффективности бюджетных расходов.

Когда мы говорим об эффективности расходов, то самый первый вопрос – о критерии этой эффективности, считает член Комитета ГД по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству Сергей МИРОНОВ. Об этом он сказал на заседании Государственного Совета о мерах по повышению эффективности бюджетных расходов.

Сегодня критерий понимается как соотношение расходов и полученных результатов. Но что считать результатом? Вероятно, эффективность государственных расходов надо определять конечным социально-экономическим результатом, который они дают для жизни людей и всей страны.

Бюджетные расходы должны работать на все общество, а не на удовлетворение запросов и пожеланий министерств и ведомств. Сегодня государственные программы и бюджетные расходы формируются в основном по предложениям самих заинтересованных ведомств по принципу «от достигнутого». Если сохранять такой подход, то можно забыть про задачу, как сделать бюджетные расходы эффективными. Надо ставить задачу, чтобы вся бюджетная политика была нацелена на решение конкретных ключевых проблем развития нашей страны, на создание выгодных условий для производства и инноваций, на повышение уровня и качества жизни людей. В этой связи хотел бы высказать три позиции.

Первая. При переходе на программный бюджет необходимо обеспечить координацию и взаимоувязку госпрограмм, добиться, чтобы они были нацелены на конечный результат. Сегодня, как говорится, у семи нянек дитя без глазу. Минэкономразвития, Минфин, аппарат правительства и сами профильные ведомства – каждый вносит свой вклад и свое понимание, в итоге получается то, что получается.

Чтобы впредь такое не повторялось, нужен один центр. Надо определить, какой орган должен координировать работу и следить за соответствием госпрограмм стратегическим целям государства. Именно этот орган должен быть головным и, подчеркну, ответственным за то, чтобы программный бюджет представлял собой стройную систему, а достигаемые критерии эффективности были согласованы между собой и работали на общий конечный результат. Сегодня, к сожалению, этого нет.

Второе. Большие резервы повышения эффективности расходов сохраняются в сфере государственных закупок, несмотря на принятие нового закона, который, безусловно, значительно улучшил качество правового обеспечения этой деятельности. И всетаки здесь обращаются гигантские суммы, которые служат постоянным соблазном для нечистых на руку людей и вдохновляют их воображение на изобретение все новых и новых схем воровства.

 А что это значит? А значит это то, что закон, конечно же, принят хороший и нужный, но это в целом и в окончательном виде не значит, что на нем можно остановиться и успокоиться. Здесь идет постоянная борьба брони и стали, брони и снаряда. Значит, нужно вести постоянный мониторинг, своевременно выявлять новые приемы жульничества и перекрывать эти лазейки. Счетная палата должна  обратить внимание на эту сторону контроля госзакупок и регулярно информировать парламент о выявленных новых схемах злоупотреблений, чтобы мы оперативно корректировали правовую базу.

Третье. Отдельная, очень важная тема – эффективность расходов госкорпораций и компаний с высокой долей государственного участия. Это мощный сектор экономики, действующий в самых разных отраслях: от перекачки нефти, как «Транснефть», до самых передовых технологий, как «Роснано». На разных этапах и в разных формах им были переданы огромные объемы государственной собственности, в том числе бюджетных средств. Фактически они растворяются в активах компаний и оказываются за пределами бюджетной системы. Эти компании также постоянно привлекаются к решению разных государственных задач большого масштаба и стратегической важности.

В то же время контроль эффективности их работы, эффективности использования средств затруднен по сравнению с другими распорядителями бюджетных средств в силу статуса этих компаний и госкорпораций. Проверки проводятся в разовом порядке, а на наш взгляд, контроль в этой сфере необходимо сделать систематическим и комплексным. И в первую очередь он должен всесторонне раскрывать вопросы эффективности работы по сравнению с лучшей мировой практикой в соответствующих отраслях, какая отдача от переданного им государственного имущества, как они ведут свои закупки и так далее. А надо сказать, что объем закупок крупных госкомпаний вполне сравним с расходами некоторых министерств. По сути дела, госкомпании тратят переданные им государственные средства. От эффективности их работы прямо зависит не только решение порученных государством задач, но и поступление доходов бюджета от налогов и дивидендов на государственный пакет акций.

 На наш взгляд, здесь имеются огромные резервы для повышения эффективности расходования бюджетных средств и использования государственного имущества, да и для повышения эффективности всей экономики России в целом. Этот громадный сектор давно пора взять под надежный государственный контроль. Готовы активно участвовать в разработке необходимой правовой базы.

ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

  1. Ольга Германова рассказала о гуманитарном грузе для школьников Курской области
  2. Владимир Путин обсудил с Совбезом тему контроля воздушного пространства РФ
  3. Вячеслав Володин проголосовал на выборах в Мосгордуму
  4. Минюст внёс в список иноагентов журналистку Маршенкулову* и ещё трёх человек
  5. Вячеслав Володин провёл встречу с главой Удмуртской Республики
  6. Владимир Путин поручил образовать оргкомитет Национального центра «Россия»
  7. Ставрополье нарастило экспорт в Беларусь на 60% за полгода
  8. На оперную певицу Марию Максакову* завели уголовное дело за призывы к спонсированию ВСУ
  9. Германия планирует поставить ВСУ ещё 77 танков Leopard 1A5
  10. Элла Памфилова: В 49 регионах страны работают избирательные участки
  11. Дмитрий Песков: Личность Владимира Путина – часть политической борьбы в США
  12. За время боевых действий на Курском направлении ВСУ потеряли более 10400 военнослужащих
  13. Золотовалютные резервы Беларуси за восемь месяцев выросли на 7%
  14. Белорусские военные отправились в Россию на боевые пуски ракет
  15. Александр Лукашенко: Национальный исторический музей станет визитной карточкой Беларуси

Парламентское Собрание

Иван Мельников: Российско-вьетнамские отношения сейчас на особом подъёме

Заместитель Председателя Парламентского Собрания Союза Беларуси и России рассказал об ожиданиях от предстоящего визита в РФ Председателя Национального собрания Вьетнама

Политика

Что произойдет, если война за Тайвань перерастет в ядерную?

Вашингтон уже вовсю готовит свой народ, что столкновение с Китаем неизбежно.

МНЕНИЯ

Министерство ненужных людей

Анатолий Заусайлов

На Украине хотят создать еще одно бесполезное ведомство

Не суди да не судим будешь

Татьяна Вахромеева

Для многих спортсменов участие в Олимпиаде - цель всей жизни.

На низком старте

Юлия Новицкая

Сейчас на Байконуре очередные основной и дублирующий экипажи, одному из которых уже 11 сентября предстоит отправиться на орбиту.

ТЕЛЕГРАМ RUBY. ОПЕРАТИВНО

Читайте также