В Союзном государстве идет обсуждение двух совместных программ в области геологоразведки и рационального водопользования. По мнению ученых Беларуси и России, проекты обеспечат взаимовыгодный обмен знаний и технологий, а также минерально-сырьевую безопасность.
Название первой программы – «Система рационального использования трансграничных водных ресурсов на основе комплексного подхода». Цель проекта – сохранение и улучшение качества поверхностных и подземных вод. Эта союзная инициатива особенно актуальна для обсуждения сейчас, так как по решению Генеральной Ассамблеи ООН 2013 год объявлен Международным годом водного сотрудничества.
– У России и Беларуси имеются общие трансграничные бассейны рек Западной Двины, Днепра и Немана, – рассказывает начальник управления разработки проектов программ Союзного государства Российского государственного геолого-разведочного университета им. С. Орджоникидзе (МГРИ-РГГРУ) Михаил Черепанский. – Обе страны обладают высоким водноресурсным потенциалом, и в целом дефицит воды отсутствует. Однако довольно остро сегодня встает проблема природного и техногенного загрязнения поверхностных и подземных вод.
Для решения проблемы целесообразно объединить усилия ведущих специалистов РФ и РБ. Начальник Республиканского центра радиационного контроля и мониторинга окружающей среды Беларуси Александр Станкевич рассказал, что в рамках проекта предстоит осуществить большой объем как научных, так и практических мероприятий. Прежде всего необходимо выявить уязвимые зоны, подверженные наибольшему загрязнению. После этого можно будет принимать защитные меры на межгосударственном уровне. По словам Михаила Черепанского, реализация программы позволит гарантировать надежное и экономически целесообразное водообеспечение хозяйственных объектов, при сохранении водноресурсного потенциала двух наших стран. Подобный баланс, но только уже в сфере недропользования, должна обеспечить вторая программа – «Разработка современных технологий геологического изучения, рационального и экологически безопасного использования ресурсов недр РФ и РБ».
От России исполнителем программы может стать уже прозвучавший выше МГРИ-РГГРУ им. С. Орджоникидзе (Москва), а от Беларуси – РУП «Белорусский научно-исследовательский геолого-разведочный институт» – БелНИГРИ (Минск). – Считается, что европейская часть России и Беларусь не относятся к территориям, богатым минерально-сырьевыми ресурсами, – констатирует гендиректор БелНИГРИ Андрей Ковхуто. – В то же время существуют обоснованные предположения, что в этих регионах имеются глубокозалегающие месторождения разнообразных полезных ископаемых, в том числе и нефтегазовых. Их разработка благодаря достижениям научно-технического прогресса становится возможной. В России и Беларуси учеными разработаны новые подходы к проведению геологического изучения недр. Однако для их полноценного использования требуется создать новое оборудование и программное обеспечение. Параллельно с этим необходимо выстраивать современную систему поиска потенциальных инвесторов.
Коммерческим и банковским структурам сегодня нужно предоставлять геолого-экономическую информацию строго в соответствии с международными требованиями, иначе денег можно и не дождаться. То есть в рамках проекта будет создаваться также передовой канал связи с финансистами. Ректор МГРИ-РГГРУ Василий Лисов выделяет в качестве основных задач проекта разработку геотехнологий освоения нефтяных, газовых, рудных, буроугольных, горючесланцевых и других месторождений, внедрение современных методов геолого-разведочных работ, формирование единой информационной системы в сфере изучения недр. Работа по программе рассчитана на четыре года и будет выполняться в две фазы. На первом этапе будут осуществлены мероприятия, связанные с разработкой новых методов геолого-разведочных работ, добычи и переработки минерального сырья. А на втором этапе – мероприятия по внедрению новых технологий, выпуску оборудования, выделению перспективных участков на проведение геолого-разведочных работ.
Распределение бюджетных средств по программе между российскими и белорусскими предприятиями планируется в соотношении 65 и 35 процентов соответственно, при этом объем привлекаемых внебюджетных средств должен составлять не менее 30 процентов от бюджетных средств для каждой из стран-участниц.