Сапропель – это многовековые донные отложения пресноводных водоемов, которые сформировались из отмершей водной растительности, остатков живых организмов, планктона, частиц почвенного перегноя. Сапропель представляет собой желеобразную массу от розового до коричневато-оливкового и почти черного цвета. Мощность сапропелей (толщина пласта) – 2-7 метров, максимальная – 30 метров в озере Hepo в Ярославской области.
История добычи сапропеля на территории России началась в 1919 году, когда по инициативе академика Н.С. Курнакова был создан Сапропелевый комитет. В него вошли видные ученые того времени. В задачи комитета входило выяснение природы и состава сапропелей, разработка научных программ для их изучения и использования.
В итоге из сапропеля научились изготавливать моторное топливо, различные масла, светильный газ, кокс, уксусную кислоту, метиловый спирт, воск, изоляционные материалы. Однако переработка этого сырья приостановилась в связи с открытием богатых месторождений дешевой нефти в Западной Сибири, но, к счастью, не полностью.
– Сейчас добыча сапропелей обретает новый смысл ввиду расширения областей их применения, – говорит директор Института геологии и минералогии им. В.С. Соболева СО РАН Николай Похиленко. – Например, огромную выгоду сапропели могут принести сельскому хозяйству. У них имеется весомое преимущество по сравнению с другими видами удобрений – в них нет гормонов, пестицидов, консервантов, радионуклидов, тяжелых металлов, бактерий, устойчивых к антибиотикам, ГМО, патогенов, твердых отбросов, жидких стоков, семян сорных растений.
Как удобрение сапропель известен давно – его применяли для улучшения огородных земель еще в XIX веке. Практически это готовое удобрение. В нем содержатся азот, фосфор, кальций, магний, железо и еще с десяток элементов таблицы Менделеева, а также сырой протеин, зола, йод, стимуляторы роста, антибиотики, незаменимые аминокислоты, хлорофилл, многие витамины, в том числе каротин.
Применение сапропеленавозных компостов в дозах 50-60 тонн на гектар под пропашные культуры (картофель, корнеплоды, кукурузу) и 20-30 тонн на гектар под зерновые культуры обеспечивает получение высоких и устойчивых урожаев (со средним приростом в 30%).
Сапропель также является отличным помощником животноводов, так как может использоваться при производстве комбикормов. Это особенно важно в нынешних условиях при дефиците и высокой стоимости минерально-витаминных добавок промышленного производства.
Установлено, что при скармливании сапропеля животным у них нормализуется деятельность важнейших систем и органов, повышается иммунитет. Так, среднесуточные привесы живой массы у поросят повышались на 8-15%, поросят-отъемышей – на 22-24%, свиней на откорме – на 24%. При добавке сапропеля в корм курам яйценоскость возрастала на 40%.
Сапропели обогащены жизненно необходимыми микроэлементами, способными включаться в обменные процессы, поэтому неудивительно, что они полезны как для животных, так и для человека. Нужно лишь суметь грамотно организовать производство фармакологических и косметологических средств. Эти вопросы, по словам академика Николая Похиленко, также могут быть проработаны в рамках будущей союзной программы.
Ученые двух стран также планируют изучить эффективность сапропелей в качестве сорбентов для утилизации стоков. Большой раздел программы будет посвящен промышленному применению этого сырья. Например, расчеты показывают высокую экономическую эффективность применения сапропелей для производства керамических изделий. Также их можно использовать для создания тепло– и звукоизоляционных материалов, заполнителей бетона, буровых растворов и др.
Развитие добычи сапропелей сдерживает ряд факторов. Во-первых, в районах, имеющих перспективные месторождения, нет развитой инфраструктуры. Во-вторых, отсутствует нормальный рынок сбыта. В настоящее время большинство хозяйств, которые добывают сапропель, не проводят его последующей глубокой переработки в ценные продукты. В результате на рынке сапропель продается практически только в виде удобрений по низкой цене. Высокие транспортные расходы не позволяют осуществлять доставку большого количества сырья в чистом виде на дальние расстояния.
– Помимо этого сапропели сами по себе еще недостаточно изучены, – отмечает Николай Похиленко. – Современные исследования показали, что они имеют более сложный состав, чем предполагалось ранее. Сапропели нужно продолжать исследовать при помощи самых передовых методик. Эту задачу мы могли бы выполнить в рамках российско-белорусского проекта. Вместе мы бы нашли технологические решения для глубокой переработки сапропеля и извлечения из него полезных компонентов.