Как пояснил посол, объемы производства продукции в Беларуси ежегодно растут, и страна в целях расширения экспорта заинтересована в приобретении собственных объектов инфраструктуры для перевалки своих грузов, особенно нефтепродуктов.
В то же время Герасименко признал, что это дорогостоящая покупка, и она должна быть экономически обоснованной, включая гарантии наличия грузов.
– У нашей страны нет выхода к морю, мы, в зависимости от выгодности предлагаемых тарифов, можем выбирать направление – латвийские, литовские, российские либо украинские порты. Однако на латвийском направлении самое близкое расстояние до моря, от нашего нефтехимического предприятия Нафтан до Рижского порта, примерно 400 километров, – отметил посол.
Посол Беларуси в Латвии Александр Герасименко рассказал, что существует возможность не только повысить объемы внешней торговли между обеими странами и транзит через латвийские порты, но и создать совместные предприятия, в том числе новый нефтетерминал для отправки белорусских нефтепродуктов на экспорт. По словам дипломата, Беларусь рассматривает шесть возможных вариантов создания терминала – как в Вентспилсе, так и в Риге. Поэтому в ближайшее время необходимо определиться, имеет ли смысл покупать или арендовать уже действующий терминал, или лучше строить его с нуля. «Лично я отдаю предпочтение строительству нового терминала в соответствии с нашими правилами и потребностями, однако это установит особая межведомственная комиссия, созданная Правительством Беларуси. Скорее всего, это будет СП с латвийской стороной; возможно, контрольный пакет акций будет принадлежать белорусской стороне», – поделился А. Герасименко. По его словам, белорусы могут гарантировать нефтеперевалку в объеме 2 млн тонн ежегодно. В будущем не исключено и создание терминала для перевалки сыпучих и генеральных грузов, но пока их выгоднее переправлять через Россию.
По словам дипломата, белорусы рассматривают Латвию как важного торгово-экономического партнера. Объемы внешней торговли это подтверждают неуклонным ростом: за последние 8 лет торговый оборот вырос более чем в 10 раз, достигнув в 2012 году 3,425 млрд долларов США. За первое полугодие 2013 года этот показатель вырос, по сравнению с тем же периодом прошлого года, на 16,5%.
Порты для белорусских экспортеров также очень важны: через Латвию страна отправляет до 50% всех транзитных грузов. Латвийская железная дорога на 56% задействована в перевозке именно белорусских грузов.