Каналы незаконной миграции используют международные террористические и экстремистские организации. Сегодня ими могут воспользоваться и боевики, участвующие и приобретающие опыт в вооруженных конфликтах, в Сирии в частности.
Вторая группа угроз связана с формированием условий для подрыва государственного устройства Российской Федерации специальными службами и связанными с ними иностранными организациями. Достоверно установлено, что спецслужбы иностранных государств используют каналы нелегальной, незаконной миграции для ведения разведывательной и подрывной деятельности в ущерб безопасности России. Используя коррумпированные связи, кадровые сотрудники спецслужб и агентура документируются в Российской Федерации и оседают для выполнения заданий. Ряд таких лиц привлечены к уголовной ответственности, получили большие сроки, в том числе и кадровые сотрудники спецслужб, которые на нелегальной основе проводили работу на Кавказе. Деструктивные силы и иностранные неправительственные организации активно используют миграционную тематику в ущерб безопасности и интересам Российской Федерации – как дополнительный рычаг и попытку дестабилизировать обстановку в нашей стране. Кроме того, нелегальная миграция способствует развитию изоляционных процессов среди мигрантов. Так называемые чайна-тауны – это совершенно изолированные и самостоятельные, с местным управлением образования, не приемлющие государственные регулирование и контроль. Европа с этим уже столкнулась.
Следующая группа рисков и угроз связана с тем, что уже создана целая индустрия: преступные сообщества и группировки наживаются на нелегальном перемещении лиц через государственные границы. Эти группировки нередко возглавляют люди, прекрасно знающие право и какие пробелы в законодательстве можно использовать. Поэтому органы безопасности прежде всего работают по организованным преступным сообществам, представляющим наибольшую угрозу.
Проблема правового регулирования регистрации и перемещения мигрантов в том, что сегодня, чтобы получить сведения, находится ли на территории Российской Федерации мигрант, иностранец, мы должны запросить пограничные управления по всей России, где он въезжал. К сожалению, несмотря на активное развитие электронных средств связи, «электронного правительства», единая система еще не создана. Поэтому мы не можем получить точную информацию в режиме реального времени о количестве нелегальных мигрантов в стране, о том, кто въехал, кто выехал, кто осел. Эта проблема, на мой взгляд, требует первоочередного решения. Кроме того, правовое регулирование, направленное на обеспечение экономических интересов и государственной безопасности России, не должно ущемлять и законные права и интересы мигрантов. Правоприменительный баланс в нормотворческой практике очень важен.
Еще один факт, который нас беспокоит, – необходимо ужесточить ответственность не только мигрантов, но прежде всего заказчиков, которые их приглашают. Именно эти лица должны отвечать за мигрантов: где они находятся, когда убывают, когда перемещаются в другой регион. Решать вопросы медицинского, материального, жилищного обеспечения. Сегодня со стороны бизнеса идет лоббирование ряда законов, а вопрос о том, какой ущерб это нанесет стране, во внимание, как правило, не принимается.
В связи с этим представляется необходимым обратить особое внимание на ускорение разработки государственной программы интеграции и адаптации мигрантов в Российской Федерации, совершенствование Государственной информационной системы миграционного учета в сочетании с контролем пересечения границы. А также ужесточить ответственность за повторные нарушения законодательства, особенно в отношении лидеров преступных сообществ, которые делают на этом деньги. Ведь за перемещение одного нелегального мигранта в Европу они получают до 10 тысяч евро чистой прибыли. Это мощный стимул для развития этих преступных сообществ.