В России постоянно живут около 2 млн белорусов, почти все они участвуют в деятельности общественной организации «Белорусы России».
Руководитель Федеральной национально-культурной автономии «Белорусы России» Валерий Казаков, уроженец Могилевской области Беларуси, – личность яркая и многогранная. Полковник в отставке, был военным корреспондентом газеты «Красная звезда», работал в Российском союзе ветеранов Афганистана, Совете безопасности Российской Федерации. А он еще кандидат социологических наук, поэт и писатель – лауреат Большой литературной премии, автор книг «Разбитое зеркало Карабаха», «Асфальт и тени», «Саморазрушение», «Холоп августейшего демократа», «Записки колониального чиновника», «Сон в бессонницу», «Тень гоблина».
– Вся наша работа направлена на то, чтобы объединить всех, кто, проживая в России, осознает себя белорусом, старается быть в курсе новостей из Беларуси, не забывает родной язык, знает и хранит традиции белорусской культуры, – рассказывает Валерий Казаков.
– В то же время мы граждане Российской Федерации, и нас волнует все, что происходит в родной стране.
Наша организация насчитывает более 62 объединений в разных регионах России. Всего же белорусов в России около 2 млн, а с приезжими и временно проживающими – и все 3,5 млн.
Но эти цифры не дают полной картины, поскольку официальная российская статистика показывает, что в 1991 году белорусами в России себя называли 1,23 млн человек; в 2000-м – 816 тысяч, а последняя перепись 2010 года дает информацию, что белорусами себя считают уже 532 тысячи граждан РФ.
Однако когда начинаешь смотреть на фамилию, на корни, то понимаешь, что белорусов в России гораздо больше. То есть идет естественная ассимиляция белорусов. И дело не только в белорусском языке, который очень похож на русский. То же происходит с белорусами в Литве, Польше, Прибалтике, на Украине. Первые белорусские поселения на Руси состояли «из взятых в полон» еще во времена войн между великим княжеством Литовским (позднее – Речью Посполитой) и Московским княжеством. Людей вывозили деревнями и компактно заселяли на необъятных российских просторах.
Потом в Сибирь ссылались участники польских восстаний Тадеуша Костюшко и Кастуся Калиновского, среди которых были и поляки, и белорусы. Затем грянули столыпинские реформы сельского хозяйства, которые породили новую волну переселенцев-белорусов в Сибирь. И в Советской России еще до 1922 года в Поволжье, на Урале, в Сибири существовали национальные белорусские районы, где белорусский язык был не только языком общения, на нем велось делопроизводство в местных органах власти.
И даже сегодня в Российской Федерации сохранилось несколько этнических деревень белорусов, а у нас есть проект «Белорусские деревни (Беларускiя вескi)».
– Как строится работа с региональными структурами?
– Только за прошлый год организация провела около 3000 разных мероприятий как в центре, так и в регионах. К крупным и активным нашим региональным структурам можно отнести организации Москвы и Московской области, Тверскую, Питерскую, Ярославскую, Новосибирскую, Иркутскую, Красноярскую, Саратовскую. Сегодня, куда бы мы ни приехали, везде найдем белорусскую хатку. Большая сложность в условиях другой языковой среды сохранять родной язык. У нас всего-навсего 12 воскресных школ и межшкольных факультативных классов, где люди обучаются белорусскому языку. Они есть в Москве, Питере, за Уралом. К слову, ФНКА «Белорусы России» – добровольная организация, и наша работа строится на внутренних пожертвованиях. Ни Российская Федерация, ни Беларусь не поддерживают наши организации финансами. И, видимо, это правильно.
– Дружите ли с другими диаспорами?
– Конечно, у нас сложились добрые отношения с армянской, азербайджанской, туркменской, татарской, еврейской, немецкой и многими другими диаспорами. Мы довольно плотно общаемся на уровне руководителей в Москве, а в регионах, как правило при губернаторах, есть советы по делам национальностей или конгрессы национальностей народов России, куда входят наши руководители региональных структур, где они также плодотворно сотрудничают с коллегами.
– Ваше отношение к интеграционным процессам, которые идут на постсоветском пространстве?
– Во-первых, мы по определению самые преданные граждане Союзного государства, потому что по паспорту мы – российские граждане, а значит, патриоты России, но вместе с тем наша душа в Беларуси, поэтому мы одновременно и патриоты Беларуси.
Сегодня можно констатировать, что союз состоялся. Когда россиянин приезжает в Беларусь, он не чувствует никакой разницы. К нему не подходят на улице, не спрашивают паспорт. Так же себя чувствует и белорус, который приезжает в Россию. Бывают какие-то нюансы, но это издержки.
К тому же интеграция развивается дальше, находятся новые формы – ЕЭП, ТС, Евразийский экономический союз. У этого проекта большое будущее, это пример для всего мира.