Успешность проекта Союзного государства зависит от того, насколько граждане двух стран – Беларуси и России – будут позитивно воспринимать наш союз.
Это хорошо понимают все, от кого зависит дальнейшее углубление интеграции в рамках «двойки». О том, как совершенствуется трудовое и пенсионное законодательство Союзного государства, а также о решении других правовых коллизий в законодательстве наших стран во благо граждан Беларуси и России рассказывает председатель Постоянной комиссии Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь по труду и социальным вопросам, член Комиссии Парламентского Собрания по социальной политике, науке, культуре и гуманитарным вопросам Владимир ВАСИЛЕНКО:
– Социальная сфера – трудовые отношения, образование, здравоохранение, пенсионное обеспечение – это те жизненно важные вопросы, с которыми каждый человек сталкивается ежедневно. И надо сказать, что в создании такой законодательной базы, которая позволяла бы белорусам в России, а россиянам – в Беларуси чувствовать себя комфортно, мы во многом преуспели. Но останавливаться в этом важном деле, конечно, нельзя. Национальное законодательство Беларуси и федеральное законодательство России изначально по вполне объективным причинам несколько разнились.
Допустим, в образовании в Беларуси для выпускников школ принято централизованное тестирование, результаты которого учитываются при поступлении в вуз. В России существует единый государственный экзамен. Сегодня эти две процедуры не синхронизированы по времени, что затрудняет белорусским выпускникам поступление в российские вузы, и наоборот. Или другой пример. В России развивается страховая медицина, в Беларуси – нет медицинских страховок, население в государственных медицинских учреждениях обслуживается бесплатно. И у белорусов, которые едут работать в Россию, возникают проблемы.
Это же касается выплат по больничным листкам, декретным отпускам. По отдельным категориям граждан возникают нюансы с начислением пенсий. Социально-трудовая сфера развивается динамично, экономика постоянно выдвигает новые требования к нанимателям и к работникам, и не учитывать это мы не вправе. Поэтому идет постоянный поиск путей разрешения возникающих коллизий. Иногда очень трудно идет, но проблемы решаются и будут решаться.
Действенным инструментом по совершенствованию законодательства в социальной сфере являются «круглые столы», семинары и научно-практические семинары с участием парламентариев и специалистов министерств и ведомств двух стран, которые позволяют актуализировать проблемы и согласовывать позиции. В мае в Витебске состоялась очередная, 10-я научно-практическая конференция «Состояние и проблемы гармонизации законодательства об охране труда Республики Беларусь и Российской Федерации», в которой я также принимал участие. Фактически на ней были подведены итоги десятилетней работы, которая велась в рамках проекта Союзного государства по охране труда. К слову, на завершившейся весенней сессии белорусского парламента немало времени было уделено решению вопросов в сфере трудовых отношений.
Внесены серьезные коррективы в два важнейших документа. Во-первых, проектом закона «О внесении изменений и дополнений в Трудовой кодекс Республики Беларусь», принятом в первом чтении, предусмотрены нормы, запрещающие дискриминацию при приеме на работу на основании возраста или места жительства, а также нормы, устанавливающие четкий порядок выплаты выходного пособия и основания прекращения трудового договора. Во-вторых, принят проект закона «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «Об охране труда», положения которого ужесточают требования к охране труда. Работники, например, смогут отказаться от выполнения работы, если их жизни и здоровью угрожает опасность.
Усиливаются гарантии безопасности труда женщин и подростков, приняты меры по предупреждению производственного травматизма, в том числе по причине пьянства. Казалось, это малозаметная, рутинная работа, но результат ее вполне осязаем. В ходе дискуссии были озвучены цифры, которые свидетельствуют, что время действия этих законодательных актов в стране снизилось и число смертей на производстве, и количество профессиональных заболеваний. В ходе весенней сессии белорусские парламентарии в рамках заседания «круглого стола» рассмотрели механизм реализации новой редакции закона «О социальном обслуживании», вступившего в силу с 1 января 2013 года. Такая форма сопровождения принятого Палатой представителей закона на начальном этапе его реализации позволит эффективно и своевременно воплотить законодательно закрепленные нормы в жизнь.
Эти примеры привожу для того, чтобы показать, что у нас, как и у россиян, есть хороший опыт, который можно использовать в Союзном государстве. Особенно в части социального обслуживания, поскольку наши российские коллеги признают, что эффективно действующая белорусская система территориального социального обслуживания, в том числе и на селе, – хороший пример для подражания.
Как видим, у нас сложился определенный алгоритм работы в Парламентском Собрании: заимствуя друг у друга лучший опыт, двигаемся вперед в области совершенствования законодательства в социальной сфере в интересах людей.