Союзное государство заинтересовано в создании единого образовательного пространства для повышения качества обучения и подготовки высокопрофессиональных кадров Между Россией и Беларусью подписано свыше трехсот договоров о сотрудничестве в сфере образования на правительственном, ведомственном и университетском уровнях.
В рамках ряда программ вузы двух стран наладили тесные связи, опираясь на свой научно-технический потенциал. Реальным примером построения общего образовательного пространства является филиал Российского государственного социального университета в Минске, где сегодня обучается более 2000 студентов.
Диплом вуза признается не только в России и Беларуси, но и во многих других странах. Ранее он прошел международную сертификацию качества образования, которая открыла дорогу выпускникам на рынки труда 37 стран мира. Тем не менее, по словам специалистов, в целом процесс формирования общего пространства в этой области продвигается медленно, что в первую очередь связано со сложностью разработки и гармонизации единых образовательных стандартов.
Именно об этом шла речь на онлайн-брифинге, организованном порталом soyuz.by – Если говорить об образовательном пространстве, то можно назвать большое количество документов, которые подписаны в рамках Союзного государства, СНГ и Евразийского союза, – говорит директор филиала Российского государственного социального университета в Минске Сергей Полетаев. – Казалось бы, нормативной базы достаточно. Но, когда начинаешь решать конкретные проблемы, сталкиваешься с тем, что эти документы противоречат друг другу. Это касается и отношений между Россией и Беларусью, и в рамках СНГ, ЕврАзЭС.
Дело в том, что образовательное пространство России и Беларуси сейчас рассматривается на нескольких уровнях – на пространстве Союзного государства, ЕврАзЭС, СНГ, а также в рамках Болонского процесса. Именно поэтому задача его формирования усложняется, значительно возрастает и роль координации этого процесса. Цель единого образовательного пространства обозначена четко – повышение качества учебного процесса и научных исследований, однако механизмы его создания по-прежнему не сформулированы. По мнению Сергея Полетаева, необходима проработка локальных нормативных актов, решающих конкретные проблемы вузов.
Кроме того, нужно понимать, что под единым образовательным пространством подразумевается не только некий документ, а прежде всего создание условий для сотрудничества субъектов образования двух стран. По этой причине на системной основе должно работать объединение вузов Беларуси и России по выработке и гармонизации образовательных стандартов, которые сейчас в странах значительно различаются. Например, вузы России уже перестраивают свой учебный процесс, учитывая Болонский процесс, в то время как белорусские учебные заведения еще только движутся по пути вступления в него.
«Для того чтобы гармонизировать учебный план и стандарты, Беларуси необходимо как можно быстрее вступить в Болонский процесс и развиваться по этим правилам. Тем более что Болонский процесс не заставляет всех унифицироваться под общеевропейские нормы – каждая страна все равно строит свои образовательные стандарты. Кроме того, из наших нормативных документов ушли такие темы, как совместные образовательные учебные заведения, а в рамках Болонского процесса они, наоборот, создаются», – считает Сергей Полетаев.
Формирование единого пространства знаний является важным этапом дальнейшей интеграции России и Беларуси, вследствие чего этому вопросу уделяется пристальное внимание. В 2008 году в Могилеве состоялась конференция по деятельности Российско-белорусского университета и филиалов российских вузов в Беларуси, в 2009 году РГСУ совместно с БГУ организовал за счет средств госбюджета большую конференцию по Единому образовательному пространству Союзного государства. Кроме того, в этом году на встрече в Казани представителей образования и науки Беларуси, Казахстана, Кыргызстана и России прозвучала идея о создании совместного проекта «Регионального подрейтинга вузов стран СНГ и Восточной Европы».
Специалисты считают, что это позволило бы синхронизировать подходы вузов в оценке качества обучения.