С годами их становится все меньше, но значение совершенного ими подвига не подвержено девальвации времени. «Я сидел, как в окопе под Курской дугой, там, где был капитан старшиною», – эти строки и почти физическое ощущение контакта с историей незримо витали в воздухе на минувшей неделе в Посольстве Российской Федерации в Минске.
Сюда на торжественный прием, организованный российскими дипломатами, пришли живые свидетели и участники битвы на Курской дуге, ставшей самым крупным танковым сражением в истории человечества, в котором участвовали около двух миллионов человек, шесть тысяч танков и четыре тысячи самолетов. Не удивительно, что именно бывшие танкисты и авиаторы стали гостями дипломатического представительства России в Беларуси. Им было что сказать и было за что принять самые искренние слова благодарности от потомков, которым они подарили мирную жизнь.
«Очень тяжело это вспоминать даже сегодня, спустя столько времени, – срывается голос генерал-майора в отставке Александра Феня, участвовавшего в сражении под Прохоровкой командиром танкового взвода, а позже одним из первых освобождавшего Минск. – В первый бой мы вступили, имея тридцать девять танков, и четырнадцать из них потеряли на поле сражения. Вместе с их экипажами. И это было в третьей линии наступления! А что творилось на передовой… Об этом надо рассказывать современной молодежи в Беларуси и России, чтобы не допустить повторения подобного».
Был непосредственным участником Курского сражения и минчанин Николай Финский, которому 7 августа исполнился 91 год. Его судьба и в мирное, и в военное время, как и у многих других, тесно связана с обеими республиками Союзного государства. «Родился я под Минском, в деревне Турин Пуховичского района, – рассказал Николай Алексеевич газете «Союзное вече». – В мае 1941-го, став по окончании Московского Краснознаменного авиационно-технического училища сержантом, отбыл к месту службы – в Ленинградский военный округ, в село Медведь, где формировался новый авиационный полк. Был избран комсоргом эскадрильи. 25 июня собирался уйти в отпуск. Но грянула война…» Ее первые дни ветеран вспоминает с горечью.
Отступление в неизвестность, огромные потери, новое формирование полка в Ярославле. Позже – Борисоглебск, ранение подо Львовом, возвращение после госпиталя в полк. Он не был летчиком, но стал лучшим техником в эскадрилье. Не был он и танкистом, но кто посмеет назвать значимость и величину его вклада в дело победы советских войск на Курской дуге недостаточными? После войны Николай Финский окончил Киевское высшее авиационно-инженерное училище, женился и вернулся с супругой в Беларусь.
Выйдя в отставку, трудился в информационно-вычислительном центре нынешнего Министерства архитектуры и строительства. Гордостью Николая Финского сегодня являются два его сына. Оба, как и отец, связали свою судьбу с авиацией, причем Юрий – подполковник запаса ВВС России, Валерий – майор запаса ВВС Беларуси. И о том, что в белорусской и российской армиях служат братья, в семье Финских знают лучше, чем где бы то ни было.