Год назад было воссоздано Российское историческое общество, в которое сейчас входят 50 крупнейших государственных и негосударственных организаций, занимающихся формированием исторической культуры, изучением истории и ее популяризацией. 16 июля такое отделение было создано в Казани.
Председатель Госдумы РФ, Председатель Парламентского Собрания Союза Беларуси и России Сергей НАРЫШКИН рассказал о создании обществ историков и о задачах, которые они должны решать. Российское историческое общество в Казани – наше второе региональное отделение. Первое было создано несколько месяцев назад в Санкт-Петербурге. Должен сказать, что мы не торопились с созданием региональных сетей.
Считали, что главным здесь должна быть инициатива регионального исторического сообщества. К нам обратились историки из Казанского университета. И я думаю, что Казанский университет станет хорошей и правильной площадкой, на которой наилучшим образом удастся объединить всех представителей исторического сообщества республики. К настоящему времени соответствующие обращения о создании региональных отделений поступили из Новгорода, Пензы, Твери, Тулы, Кирова, других регионов нашей страны. Показательно, что историки начинают воспринимать Российское историческое общество как общую площадку, где преподаватели вузов и школ, ученые и архивисты, библиотекари и музейщики могут совместно обсуждать самые актуальные вопросы и проблемы развития исторической науки и популяризации исторических знаний. Важна, конечно, и поддержка государства. Но ни при каких обстоятельствах власть не должна учить историков, как писать историю. И это очень важно.
В Татарстане реализуются масштабные проекты по сохранению исторического наследия. И они, конечно, заметны во всей стране. Широко известна работа Республиканского фонда возрождения памятников истории и культуры Республики Татарстан по изучению и восстановлению уникальных исторических объектов – древнего города Булгар и острова-града Свияжск. А в следующем году именно Казань примет участников очередного, IV Археологического съезда.
Мощный импульс развитию исторической науки в республике был дан торжествами, посвященными 1000-летию Казани. Интенсивно развивается и музейное дело, особенно хотелось бы отметить усилия библиотекарей и архивистов по оцифровке фондов. Кроме того, подписаны соглашения о сотрудничестве между институтами историко-филологического отделения Российской академии наук и Казанским (Приволжским) федеральным университетом. Наконец, еще одно важное направление нашей общей работы – это создание нового учебно-методического комплекса по отечественной истории, на базе которого будет создана линейка учебников истории для школ. Я хотел бы подчеркнуть, что историческое сообщество в лице Российского исторического общества сознательно предложило, чтобы концепция разработки учебно-методического комплекса была разработана и создана специалистами, чтобы дискуссия всех заинтересованных в этой концепции сторон проходила на площадке Российского исторического общества, с тем чтобы мы в дальнейшем избежали спекуляций и критики о том, что это чиновники якобы в очередной раз написали учебник истории. Нет. Учебник истории, равно как и на первом этапе концепцию, пишут те, для кого история – это часть жизни, – ученые, историки, преподаватели истории вузов и школ.
Дискуссия, конечно, разворачивается очень оживленная. Знаю, что формируются различные экспертные группы, звучат самые разные оценки, порой критические. Мы готовы воспринимать все конструктивные предложения, открыты для совместной работы и учета всех мнений Но сразу хочу сказать, что на спекулятивные и огульные охаивания этой работы реагировать не будем. Хотя знаю, что желающие появляются, и должен сказать, что они относятся к категории лиц, которые от истории отстоят очень далеко. И этими спекуляциями они пытаются компенсировать собственную несостоятельность. Но повторяю – на любую конструктивную критику Российское историческое общество будет реагировать самым непосредственным образом. В школьном курсе надо уделять особое внимание историческому наследию и культуре народов и регионов России. Каждый может и должен по праву гордиться и своим родным краем, и всей нашей великой страной, а значит – знать историю. И подчеркну: история региона всегда должна быть соотнесена с историей страны в целом.
Так же, как история России – с мировой историей. Уверен, что именно Татарстан с его богатыми традициями изучения и преподавания истории станет пилотным регионом и поможет Российскому историческому обществу в работе над новой концепцией преподавания истории в школах. Понятно, что даже профессиональным историкам не всегда удается прийти к согласию при обсуждении тех или иных событий истории. Тем важнее развивать наше Российское историческое общество, в том числе его региональные отделения. Ведь это – удобная площадка для синтеза науки, культуры и общественных инициатив, помогающих искать приемлемые для разных научных школ подходы и к преподаванию истории, и к оценке трудных периодов нашего общего прошлого.