Стройотряд – возрождение добрых традиций (ВИДЕО)
Этим летом зафиксирован небывалый всплеск интереса молодежи к работе в студенческих стройотрядах.
Такие отряды созданы при многих вузах и техникумах. Юноши и девушки отправляются в различные точки Союзного государства, и кажется, скоро на карте России и Беларуси не останется ни одной крупной стройки, где бы ни высадился молодежный десант студентов-работяг.
Сегодня молодежь уже задействована в строительстве доступного и комфортного жилья, прокладке железных дорог и автомагистралей, развитии АПК, в возведении объектов Олимпиады в Сочи. Ранее студенты принимали участие в строительстве инфраструктуры – АТЭС-2012 и Казань-2013.
Студенты строят АЭС
В начале июля на стройплощадке Белорусской атомной электростанции дан старт работе первого сводного белорусско-российского студенческого стройотряда «Энергетик».
Сорок белорусских ребят Гродненского государственного университета имени Янки Купалы и Гродненского государственного профессионального технического колледжа легкой промышленности приехали на стройку первыми, а чуть позже к ним присоединились 20 россиян из Обнинского института атомной энергетики. На Островецкой АЭС отряд будет занят на строительстве производственной базы – складских, бытовых помещений. На стройке студенты осваивают профессии – маляра, штукатура и плиточника.
Как заявляют работодатели, на этой масштабной стройке студентам обеспечат комфорт и покой. В новеньких домах, где поселилась молодежь, есть все – от мягкой постели и холодильника до посуды и аптечки. Но не только работой будет насыщено студенческое лето, ребят ждет и культурный досуг. Запланированы экскурсии в Гродно и Минск, Мирский и Несвижский замки. В дни отдыха пройдут также футбольные и волейбольные чемпионаты, конкурс «Алло, мы ищем таланты!».
Другой сводный студенческий отряд белорусов и россиян из 40 человек занят возведением общежития в Студенческой деревне Минска, еще около 100 белорусов и россиян проведут лето на других строительных объектах Минска.
Студенты из Перми помогут Витебской области в уборке плодов и ягод для консервных заводов. Делегируют своих участников и университеты Астрахани, Саратова.
Также планируется, что отряд, сформированный из студентов Белорусского государственного медицинского университета, Кабардино-Балкарского государственного университета имени Х.М. Бербекова и Кабардино-Балкарского государственного аграрного университета имени В.М. Кокова, будет работать на строительстве жилых домов в минском микрорайоне Каменная горка.
Белорусы в нефтяном крае
На этой неделе 85 представителей студенческих отрядов Беларуси высадились на Ямале, чтобы принять участие во всероссийской студенческой стройке «Бованенково». Сегодня на Ямале формируется новый крупный газодобывающий регион, который придет на смену традиционным месторождениям Надым-Пур-Тазовского региона. В ближайшие десятилетия во многом именно за счет ямальского газа будет удовлетворяться рост потребления в России и за рубежом.
Всего на Бованенковском нефтегазоконденсатном месторождении будут работать 200 студентов из Беларуси. Они займутся благоустройством территории строительных объектов, малярно-штукатурными работами. ОАО «Заполярпромгражданстрой» обустроило городок для проживания молодежи со столовой, банями, местами отдыха.
Помимо «Бованенково» белорусские студенты трудятся в составе сводных отрядов в нескольких российских регионах: в Ставропольском крае работает педагогический отряд, в Тюменской области – строительный. Еще два десятка белорусов проведут это лето в составе сводного сервисного отряда в качестве проводников на «Российской железной дороге».
Солидная прибавка к стипендии
Сколько же можно заработать студенту за лето? В Беларуси ребята рассчитывают минимум на три миллиона белорусских рублей в месяц (11 тысяч российских). Некоторые подрядчики выплатят не менее 4 миллионов (чуть больше 14 тысяч), а самым старательным – 5-7 миллионов (18-25 тысяч).
В России зарплаты студентам обещают чуть больше. Например, студентам-проводникам из липецких вузов на российской железной дороге обещают порядка 25-30 тысяч рублей.
А одно из самых больших вознаграждений обещают на Сахалине. Там ждут студентов для переработки рыбы семейства лососевых, выполнения палубных работ, а также для промывки, взвешивания, заморозки рыбы и перегруза продукции. Средняя заработная плата составит 50 000 российских рублей за 45 дней путины.
В столице зимних Игр Сочи студентам этим летом обещают среднюю зарплату 18-20 тысяч рублей.
Олимпийскую стройку в Сочи можно смело назвать «кузницей кадров». За шесть лет тысячи студентов получили здесь неоценимый опыт. Уже более 900 молодых людей из средних и высших учебных заведений приехали на летнюю практику в район Адлера и Красной Поляны. Они примут участие в строительстве и реконструкции объектов инфраструктуры и благоустройстве территорий спортивных комплексов. Большая группа стройотрядовцев будет трудиться на дорожных объектах, включая совмещенную автомобильную и железную дорогу Адлер – «Альпика-Сервис» протяженностью почти 50 километров.
В Сочи студентов обеспечат жильем, питанием, рабочей спецодеждой и обувью, медицинским обслуживанием. Молодых людей в стройотряды отбирали на конкурсной основе. «Путевки» на главную стройку страны получили отличники учебы, активисты, спортсмены.
Ленинградцы или москвичи?
По одной из версий, моментом возникновения студенческих отрядов принято считать весну 1959 года, когда 339 студентов-физиков МГУ им. М.В. Ломоносова поехали на Целину в Северо-Казахстанскую область (Булаевский район), где построили 16 объектов, выполнив объем работ на сумму 250 тысяч рублей.
Однако петербуржцы с такой постановкой вопроса не согласны. По их сведениям, для студенческих отрядов Петербурга все началось еще в 1948 году. Тогда 330 студентов Ленинградского политехнического института имени М.И. Калинина выехали на строительство Алакусской ГЭС в Сосновском районе Ленинградской области. С 1950 года студенческие строительные бригады политехников начали участвовать в строительстве студгородков, скотных дворов, хранилищ для сельской продукции и т. п. Студенты-политехники работали в Приозерском, Волосовском, Всеволожском районах Ленинградской области.
Как бы там ни было, но в 1961 году в студенческих отрядах уже трудилось более 1000 человек, а через год – уже почти 10 000 человек.
К началу 70-х годов силами студенческих отрядов возведены тысячи объектов по всей стране: Волжский и Камский автозаводы, Норильский горно-обогатительный комбинат, газопроводы «Север-Центр» и «Средняя Азия», железные дороги «Тюмень – Тобольск – Сургут», Красноярская ГЭС. В 1974 году студенческие отряды приступили к строительству Байкало-Амурской магистрали, которая стала символом студенческих строительных отрядов.
В 80-е годы движение студенческих отрядов насчитывает уже более 800 тысяч человек.
С развалом СССР в большинстве регионов перестали существовать и студенческие отряды.
В двухтысячных годах в регионах началось возрождение движения студенческих отрядов. В 1999 году был проведен первый Слет студенческих отрядов Москвы. Так в двухтысячных после долгого перерыва началось возрождение стройотрядовского движения.
СМОТРИТЕ ВИДЕО: Первые 85 представителей студенческих отрядов Белоруссии прибыли в Москву 4 июля, где совершили пересадку и отправились на Ямал, чтобы принять участие во Всероссийской студенческой стройке «Бованенково».