Виктор КОСОУРОВ, председатель Комиссии Парламентского Собрания по экономической политике:
– Существующий Порядок разработки и реализации программ Союзного государства, который состоит из двух этапов – согласования и принятия концепции программ, а затем уже самой программы, приводит к тому, что процесс затягивается на 2-3 года. Есть случаи, когда программа еще до начала ее реализации теряла свою актуальность. Комиссиями ПС по экономической политике, по бюджету и финансам, по законодательству и Регламенту неоднократно рассматривался вопрос о необходимости внесения в него изменений. Счетная палата РФ и Комитет государственного контроля РБ ежегодно в качестве наиболее существенных недостатков также указывают на несовершенство нормативно-правовой базы, регулирующей разработку и реализацию программ Союзного государства.
Предложения и рекомендации парламентариев по данному вопросу направлялись в Постоянный Комитет Союзного государства, включались в качестве рекомендаций Совету Министров Союзного государства, но ситуация остается неизменной. И, к сожалению, даже в редакции дополненного (Постановление Совета Министров Союзного государства от 23 апреля 2010 года №8) Порядка предложения Парламентского Собрания не нашли своего полного отражения.
Мы считаем, что сегодня назрела острая необходимость изменить существующий Порядок разработки и реализации программ.
Хотел бы поставить данный вопрос жестко и внести предложение обратиться в Высший Государственный Совет Союзного государства с предложением поручить Совету Министров Союзного государства в первом полугодии 2014 года подготовить и внести в Парламентское Собрание Союза Беларуси и России проект Декрета Высшего Государственного Совета Союзного государства «О Порядке разработки и реализации программ Союзного государства», предусмотрев в нем рекомендации Парламентского Собрания, изложенные в Постановлении «О мерах по устранению недостатков в организации подготовки и реализации программ Союзного государства» от 16 декабря 2008 года №XXXV-10, а также разработку программ в отдельных случаях – в ходе одного цикла согласований (без рассмотрения Советом Министров Союзного государства концепции программы) в отраслевых министерствах, экономических и финансовых органах России и Беларуси; разработку механизма проведения государственными заказчиками экспертиз проектов совместных программ, а также определить источники финансирования этих работ; предусмотреть предельные сроки утверждения программ Советом Министров Союзного государства; определить контрольные функции Постоянного Комитета на всех этапах реализации программ; предусмотреть единый механизм по организационному и научно-техническому сопровождению программ и выделение этих работ отдельным мероприятием в программе.