Право носить нагрудный знак «Доблесть и мастерство» впервые завоевал представитель ВДВ России.
За ценную награду, которая в Беларуси среди профессионалов приравнивается к боевой, боролись 49 военнослужащих из армейских спецподразделений. Выдержали суровый экзамен всего 15 человек. Российские десантники участвовали в испытаниях на доблесть и мастерство впервые, и только одному из восьми «голубых беретов» удалось дойти до финала.
Знака «Доблесть и мастерство» удостаиваются после прохождения сложнейших испытаний лучшие военнослужащие сил специальных операций Вооруженных сил Республики Беларусь. Этот род войск стал в Беларуси преемником традиций советской «крылатой пехоты». Три мобильные бригады состоят из подразделений, которые всегда были элитой армии, – воздушный десант, спецназ и специальная разведка.
– Для Вооруженных сил Беларуси испытания на «Доблесть и мастерство» – старая и добрая традиция, они проходят с 2004 года, – рассказал руководитель судейского коллектива полковник Виктор Гулевич, заместитель командующего силами специальных операций Вооруженных сил Республики Беларусь. – За девять лет обладателями нагрудного знака «Доблесть и мастерство» стали 114 человек, и это специалисты высшей пробы, способные решать любые задачи в любом месте и в любое время. В этом году проверить свой уровень подготовки решились 49 военнослужащих.
Четырехдневный марафон традиционно проходил на базе 103-й гвардейской отдельной мобильной бригады в Витебске. Как сообщил командующий Воздушно-десантными войсками России Владимир Шаманов, участие российских десантников в испытаниях на право ношения нагрудного знака «Доблесть и мастерство» предусмотрено планом двустороннего сотрудничества между министерствами обороны России и Беларуси. От каждой воздушно-десантной дивизии в Витебск прибыли по два бойца, прошедших жесткий отбор в своих частях. Но угодить белорусскому Грифону оказалось не просто: двое отсеялись еще на этапе теории, двое не сдали нормативы, три человека провалились на этапе «движение по азимуту» и в последний день борьбу продолжал только Эльвин Асадов из Иванова, который в итоге вошел в число победителей.
– Эти испытания не ставят целью определить, кто быстрее бегает или лучше стреляет, здесь нет первых, вторых и третьих мест – для этого существуют армейские соревнования. Знак «Доблесть и мастерство» вручается только тем, кто показал высочайший уровень по всем предметам, – подчеркнул полковник Виктор Гулевич. – Представители воздушно-десантных войск России продемонстрировали высокий профессионализм, но у «крылатой пехоты» в отличие от спецназа несколько другая специфика.
Из года в год самым сложным оказывается первый этап испытаний – теоретический. По словам полковника, выполнение нормативов можно натренировать до автоматизма, а для сдачи теории нужно держать в голове большой объем информации. Если провести аналогию с вузом, участники испытаний за один день сдают восемь зачетов. Каждый тест – не менее десяти вопросов. Чтобы получить «отлично», нужно ответить правильно не менее чем на 90 процентов вопросов, «хорошо» – не менее 80 процентов правильных ответов. Остальных к практическим этапам не допускают. На второй день после сдачи тестов номинанты прыгали с парашютом, ориентировались на местности по азимуту, составляя топографическую карту, чтобы выйти в указанный район, после чего совершили марш-бросок на 30 километров с оружием и рюкзаком весом 50 кг…
По словам Эльвина Асадова, который служит в 98-й гвардейской воздушно-десантной Свирской Краснознаменной ордена Кутузова дивизии и единственный из россиян прошел все эти испытания, он ожидал, что будет очень тяжело, но чтобы настолько…
На последний, самый напряженный этап профессионального марафона вышли шестнадцать «оставшихся в живых» участников. Первое задание на полигоне Лосвидо – подрывные работы.
Дальше – засада, стрельба из разных видов оружия и сложнейшая полоса препятствий, которая имитирует отход разведгруппы после выполнения задачи.
В финале полуживые, без преувеличения, бойцы прошли через рукопашный бой с теми, кто уже имеет знак «Доблесть и мастерство». Чтобы войти в список лучших, нужно было выстоять три раунда по две минуты против сменяющих друг друга соперников.
– Зачем одному человеку обладать таким широким спектром навыков? – поинтересовались журналисты у Виктора Гулевича.
– Разведка – это всегда риск, который должен быть умным и взвешенным. Если хотя бы один элемент провален, задача в целом не будет выполнена, – пояснил полковник. – В войсках специального назначения быть сильными и выносливыми мало, бойцы должны уметь принимать адекватные решения в экстремальных условиях.