И россиянам есть чему поучиться у белорусов по развитию сельского хозяйства, считает член Комиссии ПС по экономической политике Андрей МАРКИН.
Говоря о сотрудничестве наших стран в области сельского хозяйства, нельзя не вспомнить, какое важное место занимают программы, связанные с сельским хозяйством. В их числе – «Белространсген-3». Реализация двух первых одноименных программ позволила получить трансгенных коз, дающих молоко, которое содержит заменитель женского грудного молока, сейчас появилась новая программа по плодоовощеводству, программы по производству льна и льняных тканей и другие. Большого внимания заслуживают применяемые в Беларуси технологии, позволяющие получать фантастическую урожайность. Так, по сравнению с Центральной Россией средняя урожайность зерновых по Беларуси составила в 2012 году 37,6 ц/га против 25,6 ц/га. А в Гродненской области урожайность даже больше, чем на знаменитых черноземах Кубани. А ведь Краснодарский край расположен на 10 градусов и почти на 1000 километров южнее. Неужели такой опыт не был бы полезен для российского сельского хозяйства? Беларусь является одним из крупнейших импортеров молока в Россию, так что и в этом плане нам есть чему у них поучиться.
В качестве достойного примера для подражания можно привести и белорусские агрогородки. Это образцовые поселения в административных центрах сельсоветов и в центральных усадьбах сельхозорганизаций, где более высокая численность населения и сосредоточено большинство объектов социальной и производственной инфраструктуры. Такая схема неслучайна. Она позволяет оптимизировать сельское расселение, сокращает радиус обслуживания населения учреждениями и организациями социальной инфраструктуры, обеспечивает более высокий уровень жизни сельского населения, создает основу для улучшения демографической ситуации. Замечательно, что в каждом агрогородке создана инфраструктура, обеспечивающая социальные стандарты проживающему в нем населению и жителям прилегающих территорий. В каждом из них центральное и локальное водоснабжение (холодное и горячее), центральное газоснабжение, улицы с твердым дорожным покрытием, объекты телефонной связи, магазины, дошкольные учреждения и школы, спортивные объекты и сооружения, амбулатории, объекты придорожного сервисного обслуживания, учреждения культуры и другое.
К сожалению, сегодня для многих сельскохозяйственных регионов России подобные агрогородки пока остаются мечтой, что обусловлено многими причинами: это и большие расстояния в нашей стране, низкое качество дорожного покрытия, низкий уровень газификации (64%), рост цен на электричество и топливо; высокое налогообложение предприятий АПК, диспаритет цен на сельскохозяйственную продукцию при недостаточной поддержке государства (в несколько раз ниже развитых стран Европы и США), следствием чего является нерентабельность производства; устаревшая материально-техническая база; низкая инвестиционная привлекательность.
На фоне вступления России в ВТО это еще и падение цены на сельскохозяйственную продукцию, и изменение законодательства по государственной поддержке сельхозтоваропроизводителей, что приводит к задержке получения федеральных и региональных субсидий производителями, что также отрицательно сказывается на рентабельности сельхозпроизводства. В настоящее время в России принята и действует Государственная программа по развитию сельского хозяйства и регулированию рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы. Объем бюджетных ассигнований на реализацию этой программы из средств федерального бюджета составляет 1510 млрд рублей, и хотелось бы, чтобы эти средства расходовались эффективно и наша русская деревня возрождалась. Чтобы в ней было комфортно всем – и людям, которые трудятся на производстве, и их семьям. А для этого, на мой взгляд, нам надо активнее перенимать опыт у белорусов как в технологиях, так и по агрогородкам, тем более что формат Союзного государства дает для этого наилучшие возможности.