Сотни тысяч защитников Отечества на огромной территории бывшего Советского Союза продолжают числиться пропавшими без вести. Каждый раз, когда белорусские и российские поисковые отряды идентифицируют останки бойца, это становится большим событием для его родственников.
В советское время после войны небольшие разрозненные отряды энтузиастов ездили в места ожесточенных боев, искали и затем хоронили, как положено, бойцов и командиров Красной армии. Постепенно эти неорганизованные группы объединялись, и 15 марта 1988 года на 1-м Всесоюзном сборе представителей поисковых отрядов было принято решение о создании Всесоюзного координационного Совета поисковых отрядов. После распада большой страны во всех государствах СНГ были созданы свои национальные организации поисковиков. Везде эта работа налажена по-разному. Если в России поисками занимаются десятки различных организаций, то в Беларуси основная ответственность за это возложена на спецбатальон Минобороны.
Президент России Владимир Путин в феврале этого года пообещал решить вопрос с федеральным законодательством, регламентирующим работу поисковых отрядов. Об этом он заявил на встрече с ветеранами и участниками поисковых организаций в Волгограде.
Глава государства дал поручение министру обороны Сергею Шойгу всячески помогать поисковым отрядам. Путин также подчеркнул, что в результате работы поисковиков найдено и возвращено истории 450 тысяч имен воинов, погибших на полях сражений.
В ноябре 1994 года Президент Беларуси Александр Лукашенко издал указ, в соответствии с которым при Министерстве обороны было организовано управление по увековечению памяти защитников Отечества и жертв войн. Этим же указом военному ведомству было предписано создать воинское формирование для проведения поисковых работ. Вскоре в белорусской армии появился 52-й отдельный специализированный поисковый батальон (52-й оспб).
Фактически он имеет монопольное право на проведение поисково-полевых работ. А любого уровня общественные поисковые объединения допускаются только к вспомогательной работе. Пойти на такую монополизацию руководство страны подтолкнула статистика. За годы, прошедшие после войны, во время проведения раскопок на территории республики жертвами снарядов стали около 10 тысяч человек.
Приказом министра обороны РБ введена в действие инструкция, в которой четко регламентирован порядок проведения раскопок. Военнослужащие в обязательном порядке проходят курс специальной подготовки, включающий в себя азы археологической науки, обучение правилам обращения с взрывоопасными предметами, мерам личной гигиены и санитарии.
За прошедшие годы российские и белорусские поисковики провели немало совместных военно-патриотических акций. На ближайшее время 52-м батальоном намечены совместные поисковые работы с военно-поисковым отрядом «Уралец» (Озерск, Челябинская область), поисковыми отрядами Пензенской области, военно-патриотическим клубом «Рассвет» (Арзамас, Нижегородская область), поисковым объединением «Отечество» (Татарстан). Также запланированы мероприятия по подготовке к проведению совместно с 90-м отдельным поисковым батальоном Вооруженных сил РФ полевых поисковых работ, приуроченных к 70-летию освобождения Беларуси.
– У меня на войне без вести пропал прадед, и я до сих пор не знаю, где и как он погиб, был ли похоронен, – рассказал рядовой 52-го оспб Вячеслав Качерский. – Мне бы очень хотелось, чтобы у него была могила, к которой можно было бы прийти, постоять, помянуть, положить цветы. Поэтому я хорошо понимаю тех людей, которые пытаются отыскать места захоронения своих близких. И я рад, что кому-то мы помогаем в этом.
Поисковики гордятся своей работой. Их легко понять: одно дело, когда ты читаешь о войне в учебниках истории, и совсем другое – когда своими руками прикасаешься к легенде.