Гениальный конструктор автопоездов
Основоположник белорусского грузового автомобилестроения Михаил Высоцкий оставил свой след в истории – и профессиональный, и человеческий.
Основоположник белорусского грузового автомобилестроения Михаил Высоцкий оставил свой след в истории – и профессиональный, и человеческий.
Главным конструктором Минского автозавода Михаил Высоцкий стал очень молодым – всего в 33 года. Но именно с ним связаны наиболее значительные достижения МАЗа: разработка принципиально новой компоновки большегрузных автомобилей «кабина над двигателем», впервые реализованная в «МАЗ-500» (серийный выпуск с 1965 года), которая в дальнейшем получила распространение во всем мире. Можно сказать, что Высоцкий – это целая эпоха в грузовом автомобилестроении не только Беларуси, но и СССР. Под его руководством создано 6 поколений грузовых автомобилей грузоподъемностью от 8 до 250 тонн, более 100 моделей автомобильной техники. Выдающимся достижением является и создание знаменитой в свое время модульной конструкции автопоезда «МАЗ-2000» «Перестройка». Этот экспериментальный автомобиль принципиально новой компоновки был признан автомобилем XXI века, получил золотую медаль на парижском Большом салоне автомобилестроения 1988 года и запатентован в пяти странах.
В 2002 году постановлением Совета министров Республики Беларусь Высоцкий назначен генеральным конструктором по автомобильной технике Республики Беларусь. С мая 2006 года он – генеральный директор Государственного научного учреждения «Объединенный институт машиностроения Национальной академии наук Беларуси», ведущего научного и инновационного центра Беларуси в области механики, имеющего статус головного научного учреждения по вопросам сельхозмашиностроения. Титулов и званий – перечесть не хватит газетной полосы. Академик Национальной академии наук Беларуси, Герой Беларуси – все это Михаил Высоцкий. А всем белорусам он еще известен как конструктор просторного городского автотранспорта. Ведь именно он является одним из инициаторов организации на МАЗе отечественного крупномасштабного производства автобусов и руководителем создания их первых моделей, совместно с немецкой фирмой «Неоплан» в 1992 году.
Михаил Степанович Высоцкий успел встретить свое 85-летие, но прожил после дня рождения всего 15 дней. Из-за болезни он даже не смог присутствовать на торжественном мероприятии в Академии наук. Но друзья и коллеги услышали его бодрый голос – специально записанное аудиообращение.
– Всем сердцем, всей душой я сейчас рядом с вами – рядом, но не вместе. – сказал Михаил Семенович в своем обращении. – Я счастлив, потому что моя 10-миллионная страна вправе сегодня называться мощной машиностроительной державой, которая производит свои автомобили, карьерную технику, тракторы, комбайны, автобусы, что и мой труд вместе с орденоносными коллективами заводов, вместе с легендарными директорами, конструкторами, инженерами, рабочими влился в осуществление нашей общей цели.
Я вижу сегодня в зале элиту нашей национальной науки. Это наша надежда, наше будущее. Я представляю, сколько успеют сделать наши ученые за долгую творческую жизнь, которую я каждому желаю. Дорогие мои! Живите долго, счастливо и плодотворно. Я уношу с собой как подарок судьбы в этот день ваши слова, улыбки, пожелания. Как я рад, что услышал их еще при жизни! Спасибо вам!