Может ли коммерческая составляющая быть основополагающей при создании общего информационного пространства Беларуси и России? Насколько эффективно создается это пространство странами Союзного государства и какие силы тормозят созидательный процесс? И, наконец, какова роль современных союзных СМИ в деле популяризации интеграционных идей? Острый и принципиальный разговор на эту тему шел на минувшей неделе в Минске. Начавшись в Доме Правительства, на заседании Комиссии Парламентского Собрания Союза Беларуси и России по информационной политике, он продолжился в белорусской редакции печатного органа Парламентского Собрания – газеты «Союзное вече». И продемонстрировал самое главное: у союзных парламентариев есть четкое понимание перспектив развития общего информационного пространства Союзного государства и ясное осознание того, что именно союзным СМИ в этом процессе принадлежит ключевая роль.
Особый накал на заседании вызвало обсуждение ситуации вокруг Телерадиовещательной организации Союзного государства (ТРО Союза), а точнее, позиции Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации по вопросу его финансирования. Представитель этого ведомства Светлана Фирсова заявила: «По итогам проведенного анализа мы не находим основания, чтобы дальше продолжать бюджетное финансирование этой организации». Как пояснила Светлана Фирсова, сегодня не более 40 процентов союзных мероприятий освещаются журналистами ТРО Союза, остальные – с участием российских и белорусских государственных СМИ, хотя документы ТРО говорят о стопроцентном освещении тематики Союзного государства. Отсюда и претензии.
Белорусская сторона и союзные парламентарии не поддержали эту позицию российского министерства.
«Беларусь удовлетворена той работой, которая проводится Телерадиовещательной организацией, – сообщила первый заместитель министра информации Беларуси Лилия Ананич. – И мы настаиваем на принципе бюджетного финансирования». Отказ от бюджетного финансирования – это просто ликвидация компании, которая уже заработала авторитет и внесла свою весомую лепту в строительство Союзного государства, считает Министерство информации Беларуси.
Председатель Комиссии Парламентского Собрания по информационной политике, председатель Постоянной комиссии Палаты представителей Национального собрания Беларуси по правам человека, национальным отношениям и СМИ Андрей Наумович напомнил, что 15 марта уже был принят бюджет Союзного государства на 2013 год. И в нем предусмотрено финансирование Телерадиовещательной организации Союзного государства.
Союзные СМИ нельзя переводить на самообеспечение, они не могут быть коммерциализированы в принципе, полагает член Комиссии Парламентского Собрания по информационной политике, член Комитета Государственной Думы Федерального Собрания России по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству Алексей Казаков. «Нельзя путать средства массовой информации, которые занимаются духовным воспитанием, и те, которые занимаются коммерцией», – подчеркнул он.
Члены Комиссии по информационной политике посетили минскую редакцию «Народной газеты», которая выступает издателем газеты «Союзное вече» в Беларуси, ознакомились с процессом производства этого парламентского издания Союзного государства в Белорусском Доме печати и даже стали первыми читателями специального выпуска «СВ», посвященного Дню единения народов Беларуси и России.
– Спору нет, в целом информационная составляющая Союзного государства развита неплохо, – констатировал во время встречи с белорусским коллективом «СВ» Андрей Наумович. – Но совершенно очевидно, что необходимо более активно вовлекаться в этот процесс и совершенствовать его. И примером тому как раз может служить наше «Союзное вече».
Высокий уровень взаимодействия минской и московской журналистских групп «СВ» и значимость издания в освещении актуальных вопросов белорусско-российской интеграции союзные парламентарии отмечали как на заседании комиссии, так и в ходе встречи с журналистским коллективом.
– У нас паритетный подход в подборе материалов и полное взаимопонимание во всем, – подчеркнула главный редактор газеты «Союзное вече» Татьяна Землянских. – Найти информационный консенсус – непростая задача, но мы успешно с нею справляемся.
Подобное же взаимодействие, уверен шеф-редактор белорусского выпуска «СВ» Владимир Андриевич, может стать солидной основой и при выходе издания на более высокий интеграционный уровень.
Кстати, все предпосылки для этого заложены уже сегодня. Мультимедийные проекты газеты «Союзное вече», представленные на его сайте, по качеству и контенту не уступают информационным продуктам профессиональных телеканалов.
«И это очень правильный подход: впоследствии мультимедийные продукты можно предложить и центральным телеканалам России и Беларуси, что еще в большей степени популяризирует идеи братства и союзного строительства», – считает член Комиссии Парламентского Собрания по информационной политике, член Комитета Госдумы по делам СНГ и связям с соотечественниками, главный редактор газеты «Правда» Борис Комоцкий.