Помимо членов комиссии – депутатов союзного парламента в заседании приняли участие представители Постоянного Комитета Союзного государства, министерств труда и социальной защиты, министерств здравоохранения, министерств финансов Беларуси и России, Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования и Федерального фонда обязательного медицинского страхования Российской Федерации.
Первый вопрос повестки дня оказался и самым острым, поскольку касался прав граждан Союзного государства на получение выплат по больничным листкам, медицинского обслуживания и пенсий.
Эта проблема состоит из трех частей. Во-первых, часть белорусов, имеющих по российскому законодательству статус временно пребывающих или временно проживающих на территории России, если они не работают, имеют право только на получение неотложной медицинской помощи и лечение болезней, которые могут быть опасными для окружающих, поскольку у них нет полиса обязательного медицинского страхования.
Во-вторых, те же временно пребывающие и временно проживающие могут получать выплаты по больничному листу только на 13-й месяц после трудоустройства, если работодатель в течение 12 месяцев платил обязательные взносы социального страхования.
И в-третьих, с 2012 года введено обязательное страхование иностранцев, в том числе и белорусов, работающих на территории России. Но те, кто работал до этого времени и не был застрахован в обязательном порядке, по-прежнему не получают пенсионных начислений, хотя за них выплачивался единый социальный налог, который не попадал в Пенсионный фонд. В итоге честно отработанные годы выпадают у этих людей из пенсионного стажа.
В отношении российских граждан, которые живут в Беларуси, таких проблем нет, потому что белорусское национальное законодательство – в соответствии с Договором о Союзном государстве – эти вопросы разрешило. Представители российских ведомств, в чьей компетенции – решение существующих нестыковок, утверждают, что работа по их разрешению ведется.
Хотя, по мнению депутатов, давно стоит поменять подходы к рассмотрению подобных вопросов. Консолидированную позицию высказала белорусский депутат Светлана Шилова. Она обратила внимание присутствующих, что при рассмотрении этих вопросов российская сторона приравнивает белорусов к иностранным гражданам – «иностранные граждане, временно пребывающие» и т.д., в то время как в Договоре о Союзном государстве есть понятие «гражданин Союзного государства». Такое положение также противоречит договору 1998 года «О равных правах граждан Беларуси и России», поскольку белорусы в России и россияне в Беларуси – не иностранцы, а граждане Союзного государства, имеющие равные права на трудоустройство, оплату труда и предоставление других социально-правовых гарантий на территориях Беларуси и России.
Председатель Комиссии Парламентского Собрания по социальной политике, науке, культуре и гуманитарным вопросам, депутат Государственной Думы РФ Анатолий Локоть поддержал коллегу и отметил, что при принятии национального законодательства как для России, так и для Беларуси необходимо учитывать особый статус россиян и белорусов как граждан Союзного государства: «Международный договор (Договор о создании Союзного государства. – Авт.) имеет более высокий статус, чем национальное законодательство, мы должны добиться того, чтобы он выполнялся по всем пунктам».
Парламентарии также поддержали предложение Анатолия Локтя – провести юридическую экспертизу всех законодательных, нормативно-правовых актов на предмет соответствия их Договору о создании Союзного государства, подписанному в декабре 1999 года.
Далее парламентарии рассмотрели ход реализации Концепции социального развития Союзного государства на 2011-2015 годы в сфере социальной защиты, здравоохранения, физической культуры, спорта и туризма и предварительные итоги исполнения бюджета Союзного государства за 2012 год.
Комиссия поддержала инициативу Министерства спорта и туризма Республики Беларусь и Министерства спорта Российской Федерации о проведении Спартакиады Союзного государства по спортивному туризму, а также одобрила концепцию союзной программы «Детская онкология и гематология». Эта программа, с одной стороны, может заметно повысить эффективность оказания помощи детям, страдающим онкозаболеваниями, а с другой стороны, стать основой для формирования общих подходов при создании законодательства в сфере биомедицинских технологий.