Ученье без границ
В рамках встречи было рассмотрено выполнение плана мероприятий по реализации Концепции социального развития Союзного государства на 2011-2015 годы, а также подготовка и проведение в 2013 году мероприятий, финансирующихся из союзного бюджета. По словам Государственного секретаря Союзного государства Григория Рапоты, помимо уже известных мероприятий, проводимых не первый год, появился целый ряд новых инициатив, которые будут доработаны министерствами обеих стран. В том числе эти инициативы касаются вопросов увеличения студенческой и преподавательской мобильности, повышения квалификации преподавателей.
Сотрудничество в сфере высшего образования стало одним из ключевых вопросов встречи. Сегодня в российских вузах обучается порядка 20 тысяч граждан Республики Беларусь и около двух тысяч россиян являются студентами белорусских высших учебных заведений. В 1996 году между Россией и Беларусью было подписано Соглашение о взаимном признании и эквивалентности документов об образовании, ученых степенях и званиях, а в 2012 году был составлен протокол к данному Соглашению. Сегодня российские бакалавры имеют право трудоустраиваться и заниматься своей профессиональной деятельностью в Беларуси в соответствии с полученным образованием. По словам министра образования Республики Беларусь Сергея Маскевича, особенно большой спрос сегодня на выпускников технических вузов, в том числе на специалистов в сфере IT-технологий.
Также благодаря обозначенным соглашениям в настоящее время дипломы белорусов, окончивших филиалы российских вузов в Республике Беларусь и обучавшихся по российским образовательным программам, приравниваются к дипломам белорусских вузов.
Что же касается абитуриентов, то пока единой системы оценки знаний выпускников школ в Союзном государстве нет. Тем не менее, по мнению министров, это нисколько не мешает реализации равных прав молодых граждан двух стран на получение образования. Ситуацию пояснил министр образования и науки Дмитрий Ливанов:
– Мы не видим сегодня никакой проблемы в том, что наши системы тестирования знаний выпускников школ различны. Для граждан Беларуси нет никаких ограничений для участия в Едином государственном экзамене в России и, соответственно, получения всех прав на поступление на бюджетные места в российские вузы. То же самое – для российских абитуриентов в Республике Беларусь. И поэтому нет никакой необходимости создавать какой-то единый вступительный экзамен.
В рамках совещания также обсудили подготовку проекта протокола изменений и дополнений к межправительственному соглашению об условиях учреждения деятельности Белорусско-Российского университета.
Министерства образования поддержат в будущем обмен студенческими отрядами между двумя странами. Поддержка будет оказана инициативам работодателей, которые готовы предложить работу студентами, и инициативам вузов, в которых сформированы такие отряды. Дмитрий Ливанов отметил, что в ближайшем будущем, возможно, потребуется создание координирующего органа по вопросам студенческих обменов.
Среди белорусского и российского студенчества сегодня набирает популярность волонтерская деятельность. В преддверии зимней Олимпиады в Сочи и чемпионата мира по хоккею в Минске организация волонтерских обменов также может стать скрепляющим звеном в сотрудничестве. По словам Дмитрия Ливанова, в России сейчас создана целая программа подготовки волонтеров для Сочи. Она открыта и для белорусских студентов, если они желают также внести свой вклад.
Министры единодушны во мнении о том, что о процессе строительства Союзного государства необходимо рассказывать подрастающему поколению российских и белорусских граждан уже со школьной скамьи. «Союзное государство – это уже факт истории, и он обязательно должен быть отражен в учебниках по новейшей истории России», – отметил Дмитрий Ливанов. В свою очередь, Сергей Маскевич подчеркнул, что такой опыт уже имеется в белорусских школах. Также участники совещания положительно оценили идею проведения
2 апреля в школах и вузах уроков Союзного государства. Мероприятия, посвященные Дню единения народов России и Беларуси, уже проходят в учебных заведениях Республики Беларусь, но введение специальных уроков могло бы стать полезным и необходимым, уверен министр образования Беларуси.
Подробно эти и другие вопросы будут рассмотрены на совместной коллегии министерств в мае этого года.