В июле 2012 года в федеральный закон РФ «О содействии развитию жилищного строительства» с целью стимулирования строительства жилья экономического класса для льготных категорий граждан внесены изменения, предусматривающие введение новых для России типов торгов – голландских аукционов. В отличие от «английского» земельного аукциона торги по «голландской системе» ведутся не на повышение стоимости земельного участка или права его аренды, а на понижение цены продажи квадратного метра жилья. Побеждает тот, кто предложит минимальную цену. Застройщик будет обязан продавать жилые помещения по фиксированной цене. Первые такие аукционы планируется провести уже в 2013 году. Категории граждан, у которых будет право купить такое жилье, определит Правительство России, но известно, что это будут бюджетники – врачи, учителя, ученые – те, кто сегодня не может приобрести квартиры по рыночным ценам.
Еще одна инициатива – разрабатываемый Минэкономразвития законопроект о формировании рынка арендного социального жилья – строительство так называемых доходных домов на принципе частно-государственного партнерства. Квартиры не выбывают из государственного имущества, а передаются нуждающимся гражданам, очередникам. В программе смогут участвовать социально незащищенные граждане, плата за наем будет значительно ниже стоимости коммерческой аренды. Преимущества этого проекта в том, что жилье не выбывает из государственного имущества, в бюджет государства поступают денежные средства от аренды, которые можно использовать на решение социальных вопросов.
Программа может быть востребована молодыми семьями, молодыми учеными. Правда, для привлечения инвестиций желательно разработать льготные налоговые режимы.
Чтобы снять административные барьеры в области строительства и для улучшения предпринимательского климата правительство совместно с заинтересованными сторонами разработало план законодательной деятельности – о внесении в Госдуму ряда законопроектов, предусматривающих, что в случае, если до 1 января 2013 года не будут утверждены документы территориального планирования РФ и субъектов РФ, земельные участки, находящиеся в государственной собственности, передаются в муниципальную собственность, за исключением определенного ряда земельных участков;
Согласно вышеназванному документу Госдума планирует принять проекты федеральных законов «О внесении изменений в Земельный кодекс РФ и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части отмены категории земель и признании утратившим силу федерального закона «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую», «О внесении изменений в Земельный кодекс РФ и отдельные законодательные акты РФ» (в части обеспечения прозрачности процедуры предоставления земельных участков, в том числе некоммерческим объединениям граждан; уточнения порядка и требований к инженерным изысканиям до формирования земельного участка; определения требований к документам территориального планирования и процедурам принятия решений по развитию застроенных территорий).
Практика показала, что строительство – область, где необходим жесткий контроль государства. Поэтому параллельно со снятием и оптимизацией административных барьеров требуется усилить ответственность в этой сфере. Саморегулируемые строительные организации (СРО) себя не оправдали. В связи с этим подготовлен проект федерального закона «О внесении изменений в Градостроительный кодекс РФ и Кодекс РФ об административных правонарушениях». Документ направлен на устранение ряда выявленных в правоприменительной практике пробелов в деятельности саморегулируемых организаций в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства,
на повышение ответственности СРО за своих членов, исключение злоупотреблений с их стороны, а также на создание информационной открытости. Нормы действующей редакции Градостроительного кодекса РФ не обеспечивают информационную открытость деятельности саморегулируемых организаций в полном объеме.
Ростехнадзору не хватает специалистов для качественного и своевременного надзора за строителями. Поэтому, на мой взгляд, нужно вернуть функции надзора и лицензирования на уровень регионов, предоставив им необходимые полномочия. Это положительно скажется не только на цене квадратного метра и качестве жилья, которым сегодня многие недовольны, но и сделает невозможным появление обманутых дольщиков.
Говоря о резервах снижения цен на жилье, нельзя не вспомнить о земле, купленной для перепродажи, но не используемой или используемой не по назначению. Чтобы можно было воспользоваться этим резервом, необходимо разработать механизм изъятия такой земли для государственных нужд – последующего распределения и использования для строительства жилья для социально незащищенных слоев населения – с фиксированной ценой, понятной для конечного потребителя, и без неприятных сюрпризов.
СПРАВКА "СВ"
Российская федеральная целевая программа «Жилище» предусматривает, что к 2014 году коэффициент ценовой доступности жилья составит 4 года. Это означает, что среднестатистическая семья сумеет приобрести квартиру за 4 года, откладывая на накопления весь свой доход.
Численность граждан, переселенных из аварийного жилья, должна возрасти с 57 тысяч человек в 2013 году до 422 тысяч в 2015 году. Количество граждан, улучшивших свои жилищные условия за счет капитального ремонта, возрастет от 1,8 миллиона человек в 2013 году до 4 миллионов в 2020 году.